Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2016 года.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2016 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей от Заказчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (доверенность от 22.01.2015 года N2-39), (доверенность от 15.06.2016 года N 32),
в присутствии представителя от заявителя ООО "Строй-Профи" - директора общества и представителя по доверенности (доверенность от 22.06.2016 года б/н),
рассмотрев жалобу ООО "Строй-Профи" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт административного здания ФКУ "ГБ МСЭ по Псковской области" Минтруда России, расположенного по адресу: 180007, Псковская область, г. Псков, ул. Малясова, д.2 (номер извещения: 0357100000216000036) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29 апреля 2016 года Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ( далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Псковской области" Минтруда России) объявлен электронный аукцион на капитальный ремонт административного здания ФКУ "ГБ МСЭ по Псковской области" Минтруда России, расположенного по адресу: 180007, Псковская область, г. Псков, ул. Малясова, д.2 (номер извещения: 0357100000216000036).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона (с учетом внесенных изменений) размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 19.05.2016 года 12:37.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5818200.00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.06.2016 12:00
На участие в электронном аукционе подано 14 заявок, 5 не допущены до участия в электронном аукционе, как не соответствующие требованиям аукционной документации (Протокол заседания Единой комиссии по рассмотрению первых частей заявок N 49/ЭА-25/1 от 07.06.2016 года).
Две заявки (с порядковыми номерами 4 и 8) приняли участие в электронном аукционе (протокол проведения электронного аукциона N 0357100000216000036 от 10.06.2016 года).
Победителем аукциона признано ООО "Сенат" с предложением о цене контракта 5 789 109.00 руб. (Протокол заседания единой комиссии по рассмотрению вторых частей заявок от 15 июня 2016 года).
16.06.2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 23.06.2016 года в 14.30.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N405 з от 16.06.2016 года).
Неправомерное отклонение заявки ООО "Строй-Профи" от участия в электронном аукционе по первым частям заявки.
Представитель заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные возражения N 04-85/422 от 21.06.2016 года в материалах дела).
Указанные в заявке параметры товаров, необходимые для выполнения работ, имеют ряд несоответствий требованиям аукционной документации, в связи с чем единая комиссия не имела оснований для допуска заявки подателя жалобы к участию в аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, в том числе в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из Протокола заседания единой комиссии по рассмотрению первых частей заявок N 49/ЭА-25/1 от 07.06.2016 года, участнику с порядковым номером 15(податель жалобы) отказано в участии в электронном аукционе по причине несоответствия требованиям, установленным пункта 1.12.2, касающихся конкретных показателей используемого товара при выполнении работ. А именно: "по позиции N12 в ведомости работ - "сэндвич панели ПВХ" для изготовления внешнего и внутреннего покрытия должен использоваться жесткий лист ПВХ толщиной от 0,9 до 1,1 мм (требования документации), при этом часть 3 п. 1.11. документации об аукционе содержит требование о том, что в случае указания характеристик со словами "от" и "до" участник должен предоставить конкретное значение, при этом граничные значения не являются допустимыми, в заявке участника указано - 0,9 мм, что не соответствует требованиям документации, аналогично по позиции N 98,214 в ведомости работ - "смеситель" вылет от центра смесителя от 130 мм до 140 мм, в заявке указано - 130 мм (граничное значение), что не соответствует требованиям документации, по позиции N132 в ведомости работ - "гипсовиниловая стеновая панель" в документации содержится требование - предел прочности при изгибе в продольном направлении более 6 Мпа, предел прочности при изгибе в поперечном направлении более 2,5 Мпа, светостойкость более 8 лет, в заявке по данным показателям указано соответственно - 6 Мпа, 2,5 Мпа, 8 лет, что не соответствует требованиям документации, по позиции N 207 в ведомости работ "насосная станция" указан класс защиты выше IP 54 (требование документации), в заявке участника указано - класс защиты выше IP 68 (при этом конкретное значение не указано), аналогично не указано конкретное значение по позиции N323 "выключатель автоматический" характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя В\С, т.к. знак, разделяющий показатели "\" свидетельствует о том, что необходимо указать одно из предложенных значений (требование части 3 п. 1.11. документации), в заявке участника указано - В\С".
Согласно разделу 1.11 Инструкции для участников, предоставляемые участником закупки значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "до", то есть должны быть конкретными. Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, например, в Техническом задании установлен показатель, значение которого сопровождается словами "не менее", Участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения словами "не менее". Если в Техническом задании значение показателя установлено как наибольший предел, сопровождаясь при этом соответственно словом "до", Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, соответствующим заявленным требованиям, то есть значение ниже установленного в Техническом задании, но без сопровождения словом "до". Если в Техническом задании установлено требование к сроку гарантии, сопровождаясь при этом словами "не менее" или "более", Участником закупки должен быть указан срок гарантии, но без сопровождения словами "не менее" или "более".
Согласно п. 3 Инструкции для участников закупки, при размещении заказа на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, в заявке должны быть указаны конкретные показатели, характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала) используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме. В случае указания характеристик со словами "от" и "до" Участник должен предоставить конкретное значение, при этом, граничные значения не являются допустимыми. В случае указание диапазонной характеристики через знак "-" или сопровождаемое словами "диапазонное значение" участник также должен указать диапазонное значение, не шире требуемого. Значение требований со словами "больше", "более", "меньше", "менее" означает, что требуемый показатель должен быть больше/меньше соответственно. Значение слов "минимально" и "максимально" следует понимать как "не менее" и "не более" соответственно.
Таким образом, Инструкция для участников закупки, позволяет участникам в составе заявке указать граничные значения в случае если в Техническом задании параметры товаров указаны со словами "не более" и "не менее", однако крайние значения недопустимы, в случае если в Техническом задании этот параметр установлен в диапазоне "от" и "до".
Изучив заявку ООО Строй-Профи", Комиссией Псковского УФАС России было установлено, что по п. 5, 26, 37 Технического задания, заявителем были предложены к поставке товары, параметры которых совпадали с граничными значениями диапазонных показателей, установленных аукционной документации с формулировкой "от" "до".
Таким образом, у единой комиссии ФКУ "ГБ МСЭ по Псковской области" Минтруда России отсутствовали основания для признания заявки с порядковым N 15 (податель жалобы) соответствующей требованиям аукционной документации. Ввиду чего жалоба в данной части не может быть признана обоснованной.
Вместе с тем, в ходе осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, установлены следующие нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пп.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III Описания объекта закупки "Технические характеристики основных материалов" устанавливает требование к товару, используемому при выполнении работ. Так, п. 5 данного раздел устанавливает следующие требования:
5 |
12 |
Сэндвич-панели ПВХ |
Толщина не менее 10 мм. Сэндвич панель должна представлять собой трёхслойную структуру. Для изготовления внешнего и внутреннего покрытия должен использоваться жёсткий лист ПВХ толщиной от 0,9 до 1,1 мм. Между листами должен находится слой теплоизоляции из экструдированного или вспененного пенополистирола, так же допускается использование пенополиуретана или минеральной ваты. |
Исходя из установленных показателей, а также учитывая требования Инструкции для участников закупки, участник закупки может предложить указанный товар исключительно с толщиной листа ПВХ 1 мм, что не оспаривалось представителями заказчика.
Вместе с тем, представители затруднились обосновать необходимость указания диапазонного показателя, который с учетом требований Инструкции для участников закупки, фактически является конкретным, что нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части объективного описания объекта закупки.
Согласно п. 46 вышеуказанного раздела, заказчику необходимы:
46 |
158 |
Плиты пенополистирольные |
Марка плиты не менее 35. Категория качества плит: высшая\первая. Прочность на сжатие при 10% деформации не менее 0,16 МПа. Предел прочности при изгибе не менее 0,25МПа. Теплопроводность в сухом состоянии при (25 |
В соответствии с 2.5 "ГОСТ 15588-86 "Плиты пенополистирольные. Технические условия", в зависимости от физико-механических свойств подразделяются на высшую и первую категорию качества. При этом согласно требованиям ГОСТа по показателям:
- "прочность на сжатие при 10% линейной деформации, Мпа, не менее" плиты высшей категории имеют норму в диапазоне от 0.16 до 0.20 Мпа, плиты первой категории от 0.14 до 0.16 Мпа;
- "предел прочности при изгибе, Мпа, не менее" плиты высшей категории имеют норму от 0.25 до 0.35 Мпа, первой категории от 0.20 до 0.30 Мпа.
На заседании Комиссии представители заказчика затруднились пояснить, в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, установлены вышеуказанные требования к товарам, "сужающие" требования ГОСТа, кроме того утратившего силу с 1 июля 2015 года. Не смогли представители также и обосновать необходимость установления требований к товарам в различных формулировках диапазонных показателей, приводящих к двусмысленному их толкованию.
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что требования составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, которые повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Указанное также подтверждается результатами рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленными протоколом N 49/ЭА-25/1 от 07.06.2015 года, в соответствии с которым пять участников аукциона были отклонены от участия в нем как не соответствующие требованиям аукционной документации, а именно содержащие предложение о поставке товаров с характеристиками совпадающими с граничными значениями, установленными документацией заказчика.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Псковского УФАС России были установлены признаки нарушения ст. 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в согласованных действиях участников аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СТРОЙ-ПРОФИ" необоснованной.
2.Установить в действиях заказчика ФКУ "ГБ МСЭ по Псковской области" Минтруда России нарушения п.1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона.
4.Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном ст. 11.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5.Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 июня 2016 г. N 44-77/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016