Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
Н.А. Кожемяко |
Члены Комиссии: |
М.В. Соко Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "ЮГ Еврострой", ООО "Торговый дом "ВНИКО", ИП Алиева Р.Ф. на действия комиссии Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону" при проведении электронного аукциона N 0358300445316000004 "Капитальный ремонт нежилого помещения по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Королева, д.3 (выполнение общестроительных работ)" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Маслова Т.И., Григорова Н.В.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия комиссии Заказчика при проведении указанного аукциона.
Заявители указывают, что первые части их заявок соответствуют требованиям документации, Закону; отказ в допуске к участию в торгах нарушает нормы права.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
04.05.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению в редакции от 18.05.2016 г. начальная цена контракта составляет 3 118 567.46 рублей.
1) Приложение N 1 к документации содержит "Требования к техническим характеристикам материалов, оборудования предполагаемых к использованию в процессе производства работ, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, товара".
Согласно данному разделу Заказчику к поставке/использованию необходима, в том числе, штукатурка цементно-известковая или цементная, за исключением штукатурки фасада здания, где используется цементно-известковый раствор_
Согласно пояснениям Заказчика, представленным в рамках Комиссии Ростовского УФАС России, участники торгов должны были предложить к поставке/использованию либо штукатурку цементно-известковую, либо штукатурку цементную.
Вместе с тем, конструкция предложения "штукатурка цементно-известковая или цементная, за исключением штукатурки фасада здания, где используется цементно-известковый раствор" не позволила участникам торгов определить фактическую потребность Заказчика. В частности, ООО "ЮГ Еврострой", ИП Алиева Р.Ф. расценили словосочетание "за исключением штукатурки фасада здания, где используется цементно-известковый раствор" как неизменную характеристику; данное словосочетание является "исключением" из требований Заказчика относительно штукатурки.
Названные участники торгов по данной позиции предложения сделали следующим образом: "штукатурка цементная, за исключением штукатурки фасада здания, где используется цементно-известковый раствор".
Комиссия Заказчика посчитала, что в заявках данных участников отсутствуют конкретные предложения о поставке товара (протокол рассмотрения первых частей заявок от 06.06.2016 г.).
Ростовское УФАС России с данной позицией не согласно:
предложение по позиции "штукатурка" дано в соответствии с положениями документации;
некорректное формирование документации, в частности, потребности по оспариваемой позиции, не может являться причиной для отказа участникам торгов в допуске к участию в аукционе.
Руководствуясь положениями ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссия Заказчика отказа участникам NN 8, 10 (ООО "ЮГ Еврострой", ИП Алиева Р.Ф.) в допуске к участию в аукционе неправомерно, в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона.
2) Согласно Приложению N 1 к документации Заказчику к поставке/использованию необходим, в том числе, "водоотлив оконный. Водоотлив оконный шириной планки 150 мм из оцинкованной стали с полимерным покрытием. Водоотлив должен быть предназначен для установки на нижнюю часть рамы, для защиты нижнего монтажного шва примыкания оконной конструкции к стене от внешних неблагоприятных воздействий в том числе дождь, снег, солнце. Водоотлив должен состоять из крепежной полки, средней полки и окантовки. Водоотлив должен быть изготовлен с боковыми загибами для обеспечения отвода воды от нижних углов оконного проема со стороны улицы. Водоотлив для окон должен дополняться торцевыми пластиковыми накладками, предназначенными для защиты торцов водоотлива. Водоотлив оконный шириной планки 150 мм должен быть из оцинкованной стали толщиной не менее 0.55мм.
|
|
Цветное полимерное покрытие должно быть нанесено с одной стороны листа, с другой стороны должно быть нанесено антикоррозийное покрытие серого цвета. Отлив должен быть из проката холоднокатаного по ГОСТ Р 52146-2003. Дефекты поверхности в том числе риски, усадочные раковины, вздутия, царапины, пузырьки и разнотонность цвета не допускаются".
Как видно требования Заказчика к товару приведены, в том числе, на рисунке. При этом, рисунок содержит два показателя - угол наклона, ширину средней полки. Какие-либо показатели в отношении значений "20", "110", "46", "20", "15" в документации отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Не установление показателей по названным значениям исключает необходимость для участников торгов дачи предложений в отношении них.
Необходимо отметить, что документация в редакции от 18.05.2016 г. по данной позиции идентична документации в редакции от 04.05.2016 г.
В ЕИС 13.05.2016 г. Заказчиком размещено разъяснение положений документации в отношении приведенного рисунка:
"ЗАПРОС: Уважаемый Заказчик! Просим Вас указать, что означают знаки, указанные на рисунке (как их следует читать?) , должен участник конкретизировать этот диапазон? В инструкции по заполнению заявки о них ничего не сказано.
ОТВЕТ: Уважаемый Участник! Знаки указанные на рисунке следует читать как "" - "меньше или равно"; " " - "больше или равно", данный рисунок приведен в качестве примера конструкции водоотлива, таким образом, диапазон, указанный на рисунке, участник конкретизировать не должен".
Из данного ответа следует, что рисунок приведен в качестве примера возможной конструкции водоотлива; участник не обязан конкретизировать диапазон, приведенный в рисунке.
Учитывая изложенное, ООО "Торговый дом "ВНИКО" по данной позиции, в частности, в отношении рисунка, предложение сделал следующим образом:
Предложение Заявителя в данной части идентично требованиям Заказчика.
Вместе с тем, комиссия Заказчика, сославшись на положения Инструкции по заполнению заявок, отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе.
Действительно, согласно Инструкции "в случае использования в техническом задании следующих знаков: - "больше или равно",
- "меньше или равно", > - "более"; < - "менее", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки".
Однако, данное положение Инструкции не отменяет ответа, размещенного Заказчиком в ЕИС относительно отсутствия необходимости дачи предложения в отношении рисунков.
Кроме того, данное положение Инструкции не исключает необходимости исполнения Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона в части установления показателей, позволяющих определить соответствия закупаемых товаров потребности Заказчика.
Учитывая изложенное, комиссия Заказчика отказа участнику N 7 (ООО "Торговый дом "ВНИКО") в допуске к участию в аукционе неправомерно, в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона.
3) Требования к содержанию документации об аукционе установлены ст.64 Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Согласно положениям ст.66 Закона для участия в электронном аукционе участник закупки подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть такой заявки должна содержать конкретные показатели товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, ч. 4 ст. 67 Закона, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки товаров требованиям документации. В случае, несоответствия предложения участника аукциона о товарах требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие указанный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе состоит из следующих этапов:
изучение документации об аукционе - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам;
подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Учитывая прямые запреты Закона, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что включение Инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей Заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания Инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Из фактических обстоятельств дела следует следующее:
В адрес Заказчика поступило десять запросов о разъяснении положений о документации.
Изменения в документацию внесены Заказчиком два раза.
Инструкция по заполнению заявок представлена на 4,5 листах. При этом, положения Инструкции содержат в себе противоречивые требования:
например, "характеристики материала, являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой "," - участником данные характеристики должны быть конкретизированы" и "в иных случаях перечисление характеристик через "," означает, что Заказчику необходимо наличие в товаре всех характеристик";
"применение заказчиком знаков препинания: ";", союзов "или", "либо", при перечислении показателей (значений показателей), указывающих на варианты исполнения товара, означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных показателей (значений показателей)" и "в случае, если заказчику требуется товар только в одном из предложенных Заказчиком вариантах исполнения товара, значение показателей товара в требованиях в документации могут быть указаны в виде перечисления значений показателей, разделенные знаком ";" для всех перечисленных заказчиком вариантах исполнения товара" и т.д.
По основаниям, указанным в пунктах 1, 2 настоящего решения, отказано 7 участникам торгов из 16.
Неоднозначные требования Заказчика, указанные в документации об аукционе и ответах на запросы участников торгов, обусловили трудности участникам в подготовке заявок на участие в аукционе, и как следствие, неблагоприятные последствия в виде отказа в допуске к участию в аукционе. В частности, ООО "Торговый дом "ВНИКО" отказано в торгах по указанной причине.
Совокупность используемых Заказчиком методов, не обусловлена целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам. Такими действиями лишь увеличивает трудозатраты на подготовку заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
Действия Заказчика, связанные со способом изложения требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, путем создания дополнительных препятствий для подготовки заявки на участие в аукционе, тем самым ограничивают круг участников, нарушают ч.1 ст.64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮГ Еврострой" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВНИКО" обоснованной.
3. Признать жалобу ИП Алиева Р.Ф. обоснованной.
4. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
5. Признать комиссию Заказчика нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона.
6. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
7. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Н.А. Кожемяко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.В. Соко
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016