Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
Н.А. Кожемяко |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ИП Шапошникова П.Н. (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального казённого учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" при проведении открытого конкурса N 0358300284516000022 "Капитальный ремонт ул. Левобережная - ул. Чемордачка" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Дукова С.В., Бондаренко А.А., Бондаренко Н.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса. Заявитель полагает, что положения документации не соответствуют нормам права.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
11.05.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении конкурса. Согласно извещению в редакции от 29.05.2016 г. начальная цена контракта составляет 495 336 470.00 рублей.
1) Заявитель полагает, что по позиции 5 "песок" технического задания документации Заказчиком описан товар отлично от требований соответствующего ГОСТа.
Ростовское УФАС России с позицией Заявителя не согласно по следующим основаниям:
ГОСТ 32824-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования" распространяется на природный песок с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3, предназначенный для строительства, ремонта, содержания и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, и устанавливает технические требования к нему.
Согласно п. 6. 1 ГОСТа природный песок при обработке раствором гидроксида натрия не должен придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона.
Приложение N 1 к конкурсной документации содержит "Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
Согласно данному разделу Заказчиком установлены требования, в том числе, к песку природному для строительных работ. В частности, Заказчиком указано следующее: природный песок при обработке раствором гидроксида натрия не должен придавать раствору окраску, соответствующую и темнее цвета эталона.
Замена союза "или" на союз "и" не является применением нестандартных показателей; смысл требований не изменен. Описанная замена союзов не противоречит правилу объективного описания объекта закупки.
В нарушение требований ч. 9 ст. 105 Закона Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного довода.
Заявитель не указал чем именно указанное положение документации нарушило его права и законные интересы.
2) Заявитель указывает, что ему "не понятна целевая значимость" установления ряда показателей по таким товарам как "песок для строительных работ", "болты с гайками", "асфальтобетонная смесь", "сталь круглая".
Ростовское УФАС России полагает доводы необоснованными.
Жалоба Заявителя не содержит ссылок на нормативные правовые акты в сфере закупок, которые нарушены Заказчиком путем установления оспариваемых показателей. В жалобе в нарушение требований ч. 9 ст. 105 Закона отсутствует документальное обоснование заявленных доводов. Помимо прочего, Заявителем не указано чем именно установленные Заказчиком показатели нарушают его права либо права неограниченного круга лиц.
Товары - "песок для строительных работ", "болты с гайками", "асфальтобетонная смесь", "сталь круглая" описаны Заказчиком в соответствии с ГОСТами на данные товары.
3) Заявитель указывает, что документация не содержит разъяснений относительно используемых Заказчиком при описании объекта закупки символов. В частности, по позиции "болты с гайками" Заказчиком в отношении показателя "длина болта должна быть 30-50 мм" не указано "входят ли крайние значения диапазона в допустимые к указанию участником торгов".
Аналогично указанному ранее, Заявителем не исполнены требования ч. 9 ст. 105 Закона в отношении заявленного довода; не указано на нарушенные Заказчиком нормы права; не указано в чем состоит нарушение прав и законных интересов Заявителя.
Заявитель не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации, в том числе, в оспариваемой части.
Довод Заявителя не обоснован.
4) По мнению Заявителя, товар по позиции "сталь круглая" описан в нарушение требований соответствующего ГОСТа, ввиду чего требования Заказчика к товару являются нестандартными.
По указанной позиции к товару Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: по точности прокатки прокат может быть повышенной точности Б1. По точности прокатки прокат может быть высокой точности А1. Предельное отклонение по диаметру проката может быть 0,3 в большую сторону и 0, 5 в меньшую сторону. Номинальный диаметр проката 18 мм".
Заявитель указывает, что совокупности показателей предельного отклонения и заявленного номинального диаметра не соответствует точность прокатки А1 и Б1. Согласно ГОСТу 2590-2006 точность прокатки проката должна быть В1.
Ростовское УФАС России указывает следующее:
ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент" распространяется на сортовой стальной горячекатаный прокат круглого сечения диаметром от 5 до 270 мм включительно, который применяется во всех отраслях промышленности.
Согласно п. 2.1 ГОСТ прокат подразделяют по точности прокатки: особо высокой - АО1; высокой - А1, А2, А3; повышенной - Б1; обычной - В1, В2, В3, В4, В5.
Согласно п. 2.2 ГОСТа номинальный диаметр проката, предельные отклонения по нему, площадь поперечного сечения и масса 1 м длины проката должны соответствовать указанным в таблице 1 ГОСТа.
Согласно данной таблице "предельное отклонение по диаметру проката +0,3 -0,5" при номинальном диаметре 18 мм соответствует прокату по точности прокатки, относящейся к В1; заявленный Заказчиком прокат по точности прокатки А1 имеет "предельное отклонение по диаметру проката +0,1 -0,3", а Б1 - "+0,1 - 0,5".
Вместе с тем, в документации Заказчика указано, что при описании товаров могут использоваться различные варианты их исполнения. В таком случае, участник торгов должен выбрать показатели (характеристики) товара, свойственные данному товару.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об использовании Заказчиком при описании товара нестандартных показателей опровергается доказательствами по делу.
5) Заявитель указывает, что в силу имеющихся между извещением и документацией разночтений невозможно определить требования Заказчика к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Пункт 10 части 1 статьи 50 Закона регламентирует, что конкурсная документация должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Частью 1 статьи 44 Закона установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Согласно части 3 статьи 44 Закона банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона.
Согласно п. 5) ч. 2 ст. 45 Закона банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст.96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 22 информационной карты установлено, что срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В извещении указано, что срок действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки, должен на два месяца превышать срок окончания подачи заявок.
Ростовское УФАС России не усматривает разночтений между названным положением документации и извещением. Заявителем не указано в чем именно состоит имеющееся, по его мнению, "разночтение".
Довод Заявителя необоснован.
6) Частью 11 статьи 53 Закона установлено, что результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 частью 2 статьи 51 Закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе от 14.06.2016 г., размещенный в ЕИС, не содержит в полном объеме предусмотренных Законом приложений с информацией о предложении участника конкурса (ОАО "Дорожное ремонтно-строительное управление") в отношении объекта закупки.
Разместив в единой информационной системе протокол рассмотрения единственной заявки от 14.06.2016 г. без указанных в Законе приложений, Заказчик нарушил ч. 12 ст. 53 Закона.
7) Ростовское УФАС России полагает, что действия Заказчика по разработке и размещению в ЕИС документации, с учетом метода формирования Технического задания и Инструкции по заполнению заявок на участие в торгах, нарушают принцип открытости и прозрачности закупок; затрудняют участникам торгов подготовку заявок на участие в конкурсе; имеют своей целью ограничение количества потенциальных участников.
Позиция Ростовского УФАС России основана на следующем:
Требования к содержанию документации установлены ст. 50 Закона.
Согласно ч.1 ст.50 Закона документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Процесс подготовки участника закупки к участию в торгах состоит из следующих этапов:
изучение документации - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам;
подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности Заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Учитывая прямые запреты Закона, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что оценке подлежат положения документации в совокупности, в том числе, оценка содержания Инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение.
Из фактических обстоятельств дела следует следующее:
Требования к закупаемым товарам (приложение N 1 к документации - "Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться") размещены в отдельном файле, размещенном в формате PDF. Данный раздел размещен на 116 листах. Права пользователей на изменение либо копирование данных, приведенных в данном разделе, ограничены. Содержимое файла защищено следующим образом: копирование части (фрагмента) текста осуществляется путем копирования данного фрагмента изображением (скрин-шотом монитора). Фактически текст невозможно скопировать или выделить, что создает трудности во время работы. Данное обстоятельство также ограничивает возможность поиска и копирования требуемой по тексту раздела информации.
Данный файл содержит много одинаковых товаров, незначительно отличающиеся между собой. К каждому отдельному товару установлены одинаковые показатели, отличающиеся между собой либо значениями, либо единицами измерения. Например, асфальтобетонная смесь, асфальтобетонная мелкозернистая смесь; кабель силовой, муфта соединительная термоусаживаемая, сталь круглая и т.д.
С целью определения конкретного вида, либо типа, либо модели товара Заказчиком установлены различные показатели данного товара. Например, по позиции "песок для строительных работ" вместо указания единственного слова "песок средний" либо "группа песка "средний", Заказчик устанавливает требования к "модулю крупности", "содержанию зерен крупностью", "содержанию пылевидных и глинистых частиц", "содержанию глины в комках". Указав в заявке совокупность данных характеристик, участники фактически указывают о предложении товара - песка среднего. Аналогично для позиции "электроды для ручной дуговой сварки сталей": указание на тип электрода исключает необходимость описывать его агрегирующие показатели; для позиции "щебеночно-мастичный асфальтобетон" достаточным является указания вида асфальтобетона, а не указание возможных вариантов "размера зерен".
В отдельных случаях Заказчик дублирует положения стандартов, перечисляя все характеристики, не предъявляя требований относительно допустимости применения только отдельных материалов, при этом создавая необоснованную предметом закупки необходимость подробного перечисления таких характеристик. Например, известь строительная - время гашения, раствор готовый цементный - марка, бетон тяжелый - вяжущий материал, щебеночно-мастичный асфальтобетон и т.д.
В составе документации представлена Инструкция по заполнению заявок. Данная Инструкция представляет собой два с половиной листа текста. Обязанность Заказчика по подготовке данного раздела документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика как к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, так требований к самому товару (показателям его характеризующим). Инструкция по данной закупке не отвечает названным принципам Закона. В частности, Инструкция содержит положения, из которых следует, необходимость выбора соответствующего варианта исполнения товара и, следовательно, необходимость не указания характеристик, не относящихся к данному виду товара. Такая ситуация имеет место по позициям "сталь круглая", "кабель силовой".
Совокупность используемых Заказчиком методов, не обусловлена целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями лишь увеличиваются трудозатраты на подготовку заявок на участие в конкурсе, и объем таких заявок.
Согласно протоколу от 14.06.2016 г. на участие в конкурсе поступила одна заявка.
Действия Заказчика, связанные с установлением необоснованных потребностью Заказчика требований к описанию товаров, подлежащих применению при выполнении работ, способом изложения данных требований, имеют своим последствием определение требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, путем создания дополнительных препятствий для подготовки заявки на участие, тем самым ограничивают круг участников, нарушают ч.1 ст. 50 Закона.
Заказчик при описании объекта закупки по позиции "хризотил" установил следующее требование: "на каждую упаковочную единицу с хризотилом должна быть нанесена маркировка любым способом, обеспечивающим ее четкое изображение, с указанием: наименования предприятия-изготовителя и (или) товарного знака".
Поскольку данные сведения, исходя из содержания документации, подлежат обязательному включению в заявку, в то время, как ч. 2 ст. 51 Закона не устанавливает обязанности по включению данных сведений в заявку, Заказчик, устанавливая названные требования, нарушил ч. 1 ст. 50 Закона.
Заказчиком установлены требования по указанию значений показателей, которые возможно установить только применительно к имеющимся у участников торгов товарам. Исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к таким показателям способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в конкурсе. Данное требование необоснованно ограничивает участие в торгах лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил Заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Подобная ситуация имеет место в отношении товара "крышка для лотка". Показатели, характеризующие "бетон, из которого изготовляется изделие", возможно указать только при наличии данного товара.
Установив требование к указанным показателям, возложив на участника обязанность представить в заявке конкретные значения таких показателей, Заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими данный товар в наличии, чем нарушил ч. 1 ст.50 Закона.
8) На участие в конкурсе поступила одна заявка. Участник, подавший данную заявку - ОАО "Дорожное ремонтно-строительное управление", допущен к торгам (протокол рассмотрения единственной заявки от 14.06.2016 г.).
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шапошникова П.Н. необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 50, ч. 12 ст. 53 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание о размещении в единой информационной системе закупок протокола рассмотрения единственной заявки от 14.06.2016 г. с указанными в ч. 12 ст. 53 Закона приложениями.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Н.А. Кожемяко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016