Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М. А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
А.Д. Кравцов В.В. Моргунов, |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "ДРСУ-Дон", ООО "Веселовское ДСУ", ООО "Южная строительная компания" на действия Заказчика - Администрации Родионово-Несветайского района при проведении электронного аукциона N 0158300058116000037 "Закупка работ по капитальному ремонту подъезда от а/д "г. Ростов-на-Дону - г. Дебальцево" к сл. Большекрепинская через х. Чистополье (1-я очередь") (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), комиссии Заказчика, в присутствии представителей ООО "Веселовское ДСУ" (Кураев В.Ф.), ООО "ДРСУ-Дон" (Сокорева Е.А.), Заказчика (Костюк В.А., Кравцова О.Г, Груздев С.С., Гриненко Е.А., Буренко К.В.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Южная строительная компания" на действия Заказчика при проведении указанного аукциона. Заявитель указывает, что положения документации противоречат нормам права в сфере закупок. По жалобе Заявителя возбуждено дело N 1186/03.
ООО "ДРСУ-Дон" оспаривает действия комиссии Заказчика. Заявитель полагает, что ему неправомерно отказано в допуске к участию в торгах. По жалобе Общества возбуждено дело N 1213/03.
В день рассмотрения дел по существу поступила жалоба ООО "Веселовское ДСУ". Общество обжалует решение комиссии Заказчика, выразившееся в отказе ему в допуске к участию в аукционе.
Заказчик представил пояснения по существу жалоб ООО "ДРСУ-Дон", ООО "Южная строительная компания"; просил признать их необоснованными.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
25.05.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению в редакции от 03.06.2016 г. начальная цена контракта составляет 113 197 400.00 рублей.
1) В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Пунктом 3.4 документации предусмотрено представление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона запретам, установленным заказчиком в п. 15 раздела 1.2 документации, или копии этих документов: декларация о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Требование Заказчика в части представления в составе второй части заявки оспариваемой Заявителем "декларации о непринадлежности участника закупки_" не противоречит Закону. Довод ООО "Южная строительная компания" в данной части не обоснован.
2) ООО "Южная строительная компания" указывает, что из документации об аукционе не представляется возможным установить требования Заказчика относительно формулировки "показатели, представляющие собой область применения (эксплуатации), назначения и т.п., конкретизации не подлежат".
Ростовское УФАС России полагает довод жалобы необоснованным.
Жалоба не содержат ссылок на нормативные правовые акты в сфере закупок, которые нарушены Заказчиком путем указания в документации оспариваемых положений. В жалобе в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона отсутствует документальное обоснование заявленного довода. Помимо прочего, Заявитель не указал чем именно наличие указанных положений в документации нарушают его права либо права неограниченного круга лиц.
3) ООО "Южная строительная компания" полагает, что Заказчиком использованы нестандартные обозначения. Данный довод касается символов ">", "{}", используемых Заказчиком в описании объекта закупки по позициям 1, 3, 8, 13.
Заявителем не исполнены требования ч. 9 ст. 105 Закона в отношении заявленного довода; не указано на нарушенные Заказчиком нормы права; не указано в чем состоит нарушение прав и законных интересов ООО "Южная строительная компания".
Заявитель не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации, в том числе, в оспариваемой части.
Довод ООО "Южная строительная компания" не обоснован.
4) ООО "Южная строительная компания" полагает, что Заказчик установил срок действия банковской гарантии в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона.
Согласно части 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 4.3 проекта контракта срок действия контракта: начало - с момента заключения контракта; окончание - 31.12.2016 г., а в части обязательств, не исполненных к указанной дате (в том числе обязательств по оплате) - до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту".
Согласно п. 22 информационной карты документации срок действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Требования Заказчика к сроку действия банковской гарантии установлены в соответствии с нормами Закона.
Довод Общества в данной части не обоснован.
5) В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Указанные сведения приведены Заказчиком в п. 13 информационной карты документации.
Однако, в нарушение указанной нормы Закона документация об аукционе не содержит даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона. Довод ООО "Южная строительная компания" в данной части обоснован.
6) ООО "Южная строительная компания" указывает, что ему "не понятна целевая значимость установления ряда показателей по товару "асфальтобетонная смесь".
Ростовское УФАС России полагает довод жалобы необоснованным.
Жалоба Заявителя не содержит ссылок на нормативные правовые акты в сфере закупок, которые нарушены Заказчиком путем установления оспариваемых показателей. В жалобе в нарушение требований ч. 9 ст. 105 Закона отсутствует документальное обоснование заявленных доводов. Помимо прочего, Заявителем не указано чем именно установленные Заказчиком показатели нарушают его права либо права неограниченного круга лиц.
Товар - "асфальтобетонная смесь" описан Заказчиком в соответствии с ГОСТом на данный товар.
7) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно разделу N 3 документации Заказчику к поставке/использованию необходим, в том числе, следующий товар:
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт.
Согласно данному ГОСТу термины и определения приведены в ГОСТ 18288.
Данным ГОСТом установлено, что брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Учитывая требования Заказчика, в том числе, положения Инструкции по заполнению заявок, к поставке может быть предложен товар - брусок толщиной 40 мм и шириной 150 мм. Данный товар по своим техническим характеристикам удовлетворяет потребности Заказчика, изложенной в документации, однако противоречит положениям ГОСТа 18288.
Аналогичная ситуация имеет место при описании товара по позиции 11 раздела N 3.
Обоснование необходимости использования показателей, требований, обозначений и терминологии, отличных от указанных в ГОСТе, в документации о закупке отсутствует.
При таких обстоятельствах, объект закупки по позициям 11,12 описан не стандартно, в нарушение требований ст. 33 Закона.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона. Довод Заявителя в данной части обоснован.
8) Согласно разделу N 3 документации Заказчику к поставке/использованию необходим, в том числе, следующий товар: "смесь асфальтобетонная должна соответствовать ГОСТ 9128-2009".
ГОСТ 9128-2009 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами.
Действие данного документа, утратившего силу с 1 ноября 2014 года в связи с введением в действие ГОСТ 9128-2013 Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст, восстановлено с 31 марта 2015 года (Приказ Росстандарта от 25.03.2015 N 157-ст).
Согласно данному Приказу решение о применении ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" или ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" устанавливается в государственных контрактах (договорах). В иных случаях решение принимается самостоятельно заинтересованными организациями.
Заказчиком в документации установлена необходимость соответствия ГОСТу 9128-2009.
Участник N 1 - ООО "ДРСУ-Дон" по данной позиции указал о соответствии товара - асфальтобетонной смеси ГОСТу 9128-2013.
Заявка участника N 1 оформлена в нарушение требований документации.
Учитывая положения ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссией Заказчика принято обоснованное решение об отказе ООО "ДРСУ-Дон" в допуске к участию в торгах. Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 21.06.2016 г.
9) Согласно разделу N 3 документации Заказчику к поставке/использованию необходим, в том числе, следующий товар:
Пунктом 5.1.1 проекта контракта установлена необходимость выполнения работ подрядчиком в соответствии с требованиями нормативных документов.
ГОСТ Р 50970-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения" распространяется на дорожные сигнальные столбики, предназначенные для установки на автомобильных дорогах общего пользования с целью указания направления дороги и границ земляного полотна, устанавливает общие технические требования и правила их применения.
Согласно данному ГОСТу:
5.1.1. Форма и размеры сигнальных столбиков типа С1 должны соответствовать указанным на рисунках 1 - 4, типа С2 - на рисунке 5 и С3 - на рисунках 6 - 8.
5.1.2.2. Корпус столбика типа С1 изготавливают из:
- железобетона - по размерам, указанным на рисунках 1 и 2;
- дерева - по размерам, указанным на рисунках 1 и 2;
- полимерных материалов - по размерам, указанным на рисунке 3;
- асбестоцементных или пластмассовых труб - по размерам, указанным на рисунке 4.
Рисунок 3 имеет следующий вид:
Рисунок 1 имеет следующий вид:
Из положений указанного ГОСТа следует, что столбики типа С1, имеющие прямоугольное сечение, изготовляются из железобетона или дерева; столбик типа С1, имеющий сечение в виде треугольника - из полимерных материалов.
Участником N 4 - ООО "Веселовское ДСУ" по данной позиции предложен товар: столбики сигнальные дорожные. Из полимерных материалов. Тип С1. Поперечное сечение представляет собой прямоугольник.
Участником N 4 предложен к поставке/использованию товар, технические характеристики которого противоречат ГОСТу.
Учитывая положения ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссией Заказчика принято обоснованное решение об отказе ООО "Веселовское ДСУ" в допуске к участию в торгах. Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 21.06.2016 г.
10) Ростовское УФАС России полагает, что действия Заказчика по разработке и размещению в ЕИС документации, с учетом метода формирования Технического задания и Инструкции по заполнению заявок на участие в торгах, нарушают принцип открытости и прозрачности закупок; затрудняют участникам торгов подготовку заявок на участие в конкурсе; имеют своей целью ограничение количества потенциальных участников.
Позиция Ростовского УФАС России основана на следующем:
Требования к содержанию документации об аукционе установлены ст.64 Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Согласно положениям ст.66 Закона для участия в электронном аукционе участник закупки подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть такой заявки должна содержать конкретные показатели товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, ч. 4 ст. 67 Закона, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки товаров требованиям документации. В случае, несоответствия предложения участника аукциона о товарах требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие указанный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе состоит из следующих этапов:
изучение документации об аукционе - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам;
подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Учитывая прямые запреты Закона, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что включение Инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей Заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания Инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Из фактических обстоятельств дела следует следующее:
Требования к закупаемым товарам (приложение N 3) размещены в отдельном файле, размещенном в формате PDF. Данный раздел размещен на 16 листах. Права пользователей на изменение либо копирование данных, приведенных в данном разделе, ограничены. Содержимое файла защищено следующим образом: копирование части (фрагмента) текста осуществляется путем копирования данного фрагмента изображением (скрин-шотом монитора). Фактически текст невозможно скопировать или выделить, что создает трудности во время работы. Данное обстоятельство ограничивает возможность поиска и копирования требуемой по тексту раздела информации.
Данный раздел документации содержит, в том числе, одинаковые товары, незначительно отличающиеся между собой. К каждому отдельному товару установлены одинаковые показатели, отличающиеся между собой либо значениями, либо единицами измерения. Например, щебень из природного камня, смесь асфальтобетонная, камни бортовые.
По ряду товаров установлены характеристики, которые не подлежат включению в документ о качестве, а следовательно, не имеют для Заказчика как для получателя товара, работ какой-либо значимости. Например, требования к товару "щебень из природного камня" состоят исключительно из подобных характеристик:
Вместе с тем, согласно ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" в документе о качестве указываются сведения:
наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
номер и дату выдачи документа;
наименование и адрес потребителя;
номер партии и количество щебня (гравия);
номер вагона или номер судна и номера накладных;
зерновой состав щебня (гравия);
содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;
содержание дробленых зерен в щебне из гравия;
содержание глины в комках;
содержание пылевидных и глинистых частиц;
марку щебня (гравия) по прочности (дробимости);
содержание зерен слабых пород;
морозостойкость щебня (гравия);
насыпную плотность щебня (гравия);
удельную эффективную активность естественных радионуклидов щебня (гравия);
устойчивость структуры щебня против распадов;
содержание вредных компонентов и примесей;
обозначение настоящего стандарта.
Кроме того, по требованию потребителя в документе указывают минералого-петрографическую характеристику гравия и горной породы, из которой производят щебень, а также истинную и среднюю плотность, пористость, пустотность и водопоглощение.
В составе документации представлена Инструкция по заполнению заявок. Данная Инструкция представляет собой два с половиной листа текста. Обязанность Заказчика по подготовке данного раздела документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика как к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, так требований к самому товару (показателям его характеризующим). Инструкция по данной закупке не отвечает названным принципам Закона.
При описании различных товаров используются пунктуационные знаки, имеющие противоположные значения. Например, символ "," следует считать союзом "или". При этом, Инструкцией предусмотрены случаи, когда данный символ имеет иные значения.
На необходимость перечисления всех возможных показателей помимо соединительного союза "и" указывает и пунктуационный знак ";" вместо общепринятого ",".
При описании объекта закупки используются различные виды скобок, которые в зависимости от вида (фигурные, круглые) следует считать по-разному. Так, в круглых скобках Заказчиком установлены "альтернативные значения", при этом, не указаны критерии "альтернативности".
В "{}" скобках заключены показатели, которые изменению не подлежат. Практически каждая позиция технического задания содержит в себе указанные скобки, то есть в каждой позиции имеются словосочетания, доходящие практически до целых предложений, которые необходимо оставить без изменения. Обоснование использования подобных синтаксических контракций отсутствует; указанные показатели фактически "загромождают" текст.
Требования Заказчика к товару, с учетом положений Инструкции, в частности указанных скобок, не позволяют предложить к поставке товар, соответствующий ГОСТу. Так по позиции бетон тяжелый Заказчиком к товару установлены, в том числе, следующие требования:
ГОСТ 26633-2012 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" распространяется на тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих (далее - бетоны), применяемые во всех областях строительства, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы испытаний.
Согласно п. 3.5.2.7 ГОСТа допустимое содержание в заполнителях пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, не должно превышать значений, приведенных в таблице 4.
Таблица 4 ГОСТ 26633-2012 содержит следующие словосочетания: "допустимое содержание вредных примесей в заполнителях: ера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на "; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами)" и т.д.
Учитывая положения ГОСТа, названные положения в части составляющих вредных примесей, слоистых саликатов и т.д. конкретизации не подлежат. Вместе с тем, положения Инструкции обязывают участников торгов дать конкретное предложение в отношении показателей, заключенных в круглые скобки.
При описании товаров Заказчиком установлены требования к товарам, в том числе, в сносках. При этом, участник торгов помимо того, что должен учесть требования в сносках в общем объеме информации по товару, он должен учесть, что требования Инструкции также распространяются на сведения в сносках.
Раздел N 4 представляет собой требования к товарам, используемым при выполнении работ. Данные требования установлены как в текстовой форме, так и в таблицах. Таблицы представляют собой две графы - требования к минимальным значениям, требования к максимальным значениям. Необходимо отметить, что внутри граф, которые уже содержат максимальные или минимальные требования, используются дополнительно математические символы, в большинстве своем, имеющие значение противоположное названию графы. Например, по позиции "щебень из природного камня" в графе "требования к минимальным значениям" установлены следующие характеристики "потеря массы при испытании сжатии {раздавливании} в цилиндре щебня из гравия > 14%"; по позиции "доски лиственных пород" - "требования к минимальным значениям" влажность сырых досок: > 22% и т.д.
Помимо прочего, по всему разделу N 4 графы представлены в следующем порядке - минимальные значения, максимальные значения, но пару позиций их технического задания имеют иную очередность - максимальные значения, минимальные значения.
В некоторых случаях требования к товарам имеют "запутанную" конструкцию. Например, по позиции "доски лиственных пород" указано следующее: доски должны быть сырые (сухие). Требования к минимальным значениям: влажность сырых досок: > 22%. При этом, требования сырые/сухие приведены в текстовой части, а требования к минимальным значениям - в табличной. В данном случае, участник торгов "автоматически" даст предложение в отношении показателя "влажность сырых досок", в то время как согласно текстовой части доски могут быть сухими, что исключает необходимость представления сведений в отношении указанной характеристики.
По позиции "столбики сигнальные дорожные" Заказчиком установлены характеристики "тип С1, С2" и "поперечное сечение столбиков представляет собой прямоугольник, треугольник с закругленными углами". Согласно ГОСТу Р 50970-2011 столбики типа С1, изготовленные из полимерных материалов, не могут иметь поперечное сечение в виде треугольника с закругленными углами.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 21.06.2016 г. участнику N 4 отказано в допуске к участию в аукционе по причине дачи предложения по товару - столбики сигнальные дорожные, не соответствующего ГОСТу, но отвечающего требованиям документации. Действия Заказчика по формированию требований к товару обусловили невозможность участника торгов однозначно определить потребность Заказчика, и предопределили неблагоприятные для него последствия в виде отказа в допуске.
В отдельных случаях Заказчик дублирует положения стандартов, перечисляя все характеристики, не предъявляя требований относительно допустимости применения только отдельных материалов, при этом создавая необоснованную предметом закупки необходимость подробного перечисления таких характеристик. Например, позиция "асфальтобетонная смесь".
Совокупность используемых Заказчиком методов, не обусловлена целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями лишь увеличиваются трудозатраты на подготовку заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
Действия Заказчика, связанные с установлением необоснованных потребностью Заказчика требований к описанию товаров, подлежащих применению при выполнении работ, способом изложения данных требований, имеют своим последствием определение требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, путем создания дополнительных препятствий для подготовки заявки на участие, тем самым ограничивают круг участников, нарушают ч. 1 ст. 64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДРСУ-Дон" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Веселовское ДСУ" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Южная строительная компания" частично обоснованной.
4. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
5. Выдать комиссии Заказчика, Заказчику предписание:
отменить протоколы, сформированные в ходе закупки;
аннулировать аукцион.
6. Оператору электронной торговой площадки обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
7. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2016