Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 1295/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158200000516000153 "Капитальный ремонт мостового перехода на км 2+740 подъезда от автомобильной дороги "г. Белая Калитва (от а/д Волгоград - Каменск - Шахтинский) - пос. Горняцкий - х. Ильинка" к х. Ленин" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в представителей Заявителя (Бондаренко Н.А., Бондаренко А.А., Серебрякова Е.А.), представителей Заказчика (Борисова М.А., Сапруновой О.А., Дибировой П.И.), в отсутствии представителей Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об аукционе и отказ Заказчика заключить контракт с Заявителем.
По мнению Заявителя, представленная банковская гарантия полностью соответствует требованиям Закона и документации об аукционе, а Заказчик действовала с нарушениями Закона. Кроме того, Заявитель указал, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В силу ч.4 ст. 105 Закона жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Заявитель подал жалобу 01.07.2016г, дополнения к жалобе 06.07.2015 года, срок окончания подачи заявок - 30.05.2016 г. в 10 часов 00 минут. Ростовское УФАС России не рассматривает жалобу и дополнение к жалобе в части доводов, касающихся положений документации об аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158200000516000153 от 14.05.2016 года: начальная (максимальная) цена контракта составила 29 289 900,00 руб.; определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 30.05.2016 года в 10 часов 00 минут.
Внеплановой проверкой установлено, что электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один участник (ООО "Юг-Транс") подал ценовое предложение и его заявка признана соответствующей требованиям документации. Протокол подведения итогов электронного аукциона подписан членами единой комиссии Заказчика и размещен на официальном сайте 09.06.2016г. На основании ч.2 ст. 70 Закона 14.06.2016 года Заказчиком Заявителю направлен для подписания проект государственного контракта.
17.06.2016 года Заявитель подписал проект государственного контракта, а также представил документ подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия N 216551 от 16.06.2016г., выданная ООО Банк"СКИБ").
22.06.2016 на основании п.п. 2, 3 ч.6 ст. 45 Закона заказчиком отказано в принятии банковской гарантии N 216551 от 16.06.2016г. в связи с ее несоответствием условиям, указанным в ч. 2 ст. 45 Закона, а также требованиям документации об электронном аукционе. 23.06.2016 года Заявитель подписал проект государственного контракта и в подтверждение обеспечения исполнения контракта представил ту же банковскую гарантию N 216551 от 16.06.2016г., выданную ООО Банк "СКИБ". 24.06.2016 года Заказчик отказался от заключения контракта в связи с непредоставлением участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
В ходе внеплановой проверки установлено, что банковская гарантия N 216551 от 16.06.2016г., представленная Заявителем, не соответствует условиям, указанным в ч.2 ст. 45 Закона, а также требованиям документации об электронном аукционе, а именно:
1. Срок действия банковской гарантии не соответствует пп. 4.1 п. 4 раздела 1.1 документации. В пп. 4.1 п. 4 раздела 1.1 документации установлено требование о сроке действия гарантии по 01.02.2017г. В банковской гарантии указано, что гарантия вступает в силу с 16.06.2016г. и действует по 31.01.2017г. включительно. Таким образом, срок действия гарантии необоснованно сокращен на один день.
2. Пункт 2 банковской гарантии не соответствует абзацу 2 пп. 4.1 п. 4 раздела 1.1 документации (прописаны не все обязательства обеспечения исполнения контракта).
Предоставленная банковская гарантия обеспечивает только обязательства по выплате неустойки, частичного возмещения убытков (реального ущерба) при расторжении договора, возврата аванса, тогда как перечень обеспечиваемых обязательств в соответствии с требованиями документации шире: в п.4.1 документации об аукционе Заказчик установил, что обеспечение исполнения контракта, предоставляемое Подрядчиком, обеспечивает надлежащее исполнение контракта, включая требования, вытекающие из неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту в том объеме, каком оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, возмещение судебных издержек, а также иные требования (обязательства), которые могут возникнуть между заказчиком и Подрядчиком вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком контракта (в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, расторжением контракта, которые влекут у заказчика права требовать возмещения убытков, возврата аванса (предварительной платы) и т.д.).
Согласно ст.337 ГК РФ, если договором или законом не предусмотрено иное, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание предмета залога и связанных с обращением взыскания на предмет залога и его реализацией расходов.
Пункт 2 статьи 361 ГК РФ предусматривает, что поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством" указано: "Судам следует иметь в виду, что обязательство поручителя по общему правилу исполняется им в денежной форме. Однако это не препятствует обеспечению поручительством обязательств по передаче товара, выполнению работ, оказанию услуг, воздержанию от совершения определенных действий и т.п., поскольку у кредитора по этим обязательствам при определенных обстоятельствах (например, при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обязательства) могут возникать денежные требования к должнику: о возмещении убытков, взыскании неустойки, возврате аванса и т.п.". Следовательно, поручительство обеспечивает все эти денежные требования.
Пунктом 1 статьи 381.1. ГК РФ предусмотрено, что обеспечительный платеж обеспечивает денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора.
Таким образом, обеспечение исполнения обязательства обеспечивает все требования, которые могут возникнуть в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, если законом или договором не ограничен круг этих требований. Следовательно, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковская гарантия должна обеспечивать любые требования, которые возникают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Перечень требований, сформированный Заказчиком к банковской гарантии, также соответствует постановлению Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий", согласно пункту 1 которого банковская гарантия обеспечивает иные обязательства, которые могут возникнуть между принципалом и бенефициаром до наступления срока исполнения основного обязательства (например, в связи с односторонним отказом от исполнения договора, расторжением договора, которые влекут возникновение у кредитора права требовать возмещения убытков, возврата предварительной оплаты и т.п.).
Кроме того, положения статьи 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами применяются к любым правоотношениям, в том числе в рамках государственных контрактов, при возникновении случаев неправомерного пользования денежными средствами. В частности, заказчиком может быть предъявлено требование об уменьшении цены работы в связи с ненадлежащим качеством, возмещения собственных расходов на устранение недостатков, возврате неосновательного обогащения, которые в случае неисполнения в установленный срок будут обеспечиваться процентами за пользование чужими денежными средствами в силу общих норм ГК РФ.
3. Пункты 6,7, абзац 2 пункта 8 банковской гарантии, представленной Заявителем, не соответствуют п. 1 ст. 376 ГК РФ и ч. 3 ст. 45 Федерального закона 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии. ГК РФ не раскрывает понятие "представлено", то есть направлено или доставлено или получено. Однако в Законе имеется специальная норма - пункт 3 статьи 45: "в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии". Таким образом, специальной нормой растолковано значение термина "представлена" в значении направлено.
Согласно пункту 1 статьи 307.1 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III). То есть установлен приоритет специальной нормы. Следовательно, на основании буквального толкования норм Закона в период действия банковской гарантии требование должно быть только направлено, а не получено.
4. Пункт 17 банковской гарантии (все споры подлежат рассмотрению в суде в соответствии с правилами подсудности) не соответствует абзацу 3 пп. 4.2.8 пункта 4 раздела 1.1 документации, где в качестве одного из требований к банковской гарантии заказчиком установлено рассмотрение споров по банковской гарантии в Арбитражном суде Ростовской области.
Данное требование установлено в рамках полномочий, предоставленных пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона. Закон не содержит никаких ограничений по подсудности ни в рамках банковской гарантии ни в рамках государственного контракта. Заказчик формулирует условие о подсудности, исходя из своего местоположения, в том числе, чтобы избежать дополнительных непрогнозируемых транспортных и почтовых расходов. Установление указанного условия таким образом направлено на ограничение указанных затрат, эффективное расходование бюджетных средств и обеспечение эффективной судебной защиты прав заказчика. Данные дополнительные расходы увеличат рассчитанные расходы заказчика на закупку необходимых товаров, работ, услуг, а значит, фактическую цену контракта, что противоречит части 2 статьи 34 Закона, а также принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок, установленных в статье 6 и 12 Закона. Заказчик формулирует единое условие о подсудности как для государственного контракта, так и для банковской гарантии, чтобы не допустить дробление спора по судам, что также увеличит его временные и материальные затраты, даже если они будут находиться на рассмотрении арбитражных судов соседних субъектов.
Обеспечение исполнения контракта направлено на упрощенное, быстрое, эффективное, наименее затратное удовлетворение требований заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта победителем. Соответственно, и толкование закона должно производиться с учетом этих целей. Таким образом, заказчик вправе устанавливать требование о подсудности по своему месту нахождения с целью эффективной и рациональной защиты своих прав. Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015г. по делу N А40-18204/15, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016г. по делу N А40-219679/2015.
В соответствии с Законом банковская гарантия является одним из двух возможных способов обеспечения исполнения контракта. Способ обеспечения исполнения контракта победитель аукциона выбирает самостоятельно. Заявитель не оспаривает наличие у него возможности представления обеспечения исполнения контракта в качестве внесение денежных средств на счет Заказчика. Вместе с тем, данной возможность Заявитель не воспользовался. Закон не вменяет Заказчику в обязанность предоставлять победителю аукциона возможность представить иное обеспечение исполнения контракта на стадии его заключения.
24.06.2016 на основании ч.5 ст. 96 Закона Заказчиком сформирован и опубликован протокол отказа от заключения контракта. Жалоба Заявителя, является необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно разделу N 4 документации по позиции "раствор готовый цементный" Заказчиком установлены требования: "требования к минимальным значениям - величина погружения конуса > 4 см", "требования к максимальным значениям - величина погружения конуса 14 см".
Согласно п. 3.5 Инструкции по заполнению заявок "все значения размеров приведены заказчиком в миллиметрах". При таких обстоятельствах, в единицах измерения по указанным позициям имеются противоречия. Заказчиком не исполнены требования ст. 33 Закона в части установления показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. Следовательно, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
Ростовское УФАС России полагает, что действия Заказчика по разработке и размещению в ЕИС документации, с учетом метода формирования Технического задания и Инструкции по заполнению заявок на участие в торгах, нарушают принцип открытости и прозрачности закупок; затрудняют участникам торгов подготовку заявок на участие в конкурсе; имеют своей целью ограничение количества потенциальных участников.
Позиция Ростовского УФАС России основана на следующем:
Требования к содержанию документации об аукционе установлены ст.64 Закона. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. Также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Согласно положениям ст.66 Закона для участия в электронном аукционе участник закупки подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть такой заявки должна содержать конкретные показатели товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, ч. 4 ст. 67 Закона, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки товаров требованиям документации. В случае, несоответствия предложения участника аукциона о товарах требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие указанный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе состоит из следующих этапов: изучение документации об аукционе - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам; подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Учитывая прямые запреты Закона, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что включение Инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей Заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания Инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Из фактических обстоятельств дела следует следующее:
Требования к закупаемым товарам (приложение N 4) размещены в отдельном файле, размещенном в формате PDF. Данный раздел размещен на 34 листах. Права пользователей на изменение либо копирование данных, приведенных в данном разделе, ограничены. Содержимое файла защищено следующим образом: копирование части (фрагмента) текста осуществляется путем копирования данного фрагмента изображением (скрин-шотом монитора). Фактически текст невозможно скопировать или выделить, что создает трудности во время работы. Данное обстоятельство ограничивает возможность поиска и копирования требуемой по тексту раздела информации.
Данный раздел документации содержит, в том числе, одинаковые товары, незначительно отличающиеся между собой. К каждому отдельному товару установлены одинаковые показатели, отличающиеся между собой либо значениями, либо единицами измерения. Например, щебень из природного камня, смесь асфальтобетонная, раствор готовый цементный, сталь арматурная.
По ряду товаров установлены характеристики, которые не подлежат включению в документ о качестве, а следовательно, не имеют для Заказчика как для получателя товара, работ какой-либо значимости. Например, требования к товару "щебень из природного камня" состоят исключительно из подобных характеристик:
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" в документе о качестве указываются сведения:
наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
номер и дату выдачи документа;
наименование и адрес потребителя;
номер партии и количество щебня (гравия);
номер вагона или номер судна и номера накладных;
зерновой состав щебня (гравия);
содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;
содержание дробленых зерен в щебне из гравия;
содержание глины в комках;
содержание пылевидных и глинистых частиц;
марку щебня (гравия) по прочности (дробимости);
содержание зерен слабых пород;
морозостойкость щебня (гравия);
насыпную плотность щебня (гравия);
удельную эффективную активность естественных радионуклидов щебня (гравия);
устойчивость структуры щебня против распадов;
содержание вредных компонентов и примесей;
обозначение настоящего стандарта.
Кроме того, по требованию потребителя в документе указывают минералого-петрографическую характеристику гравия и горной породы, из которой производят щебень, а также истинную и среднюю плотность, пористость, пустотность и водопоглощение.
В составе документации представлена Инструкция по заполнению заявок. Данная Инструкция представляет собой два с половиной листа текста. Обязанность Заказчика по подготовке данного раздела документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика как к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, так требований к самому товару (показателям его характеризующим). Инструкция по данной закупке не отвечает названным принципам Закона.
При описании различных товаров используются пунктуационные знаки, имеющие противоположные значения. Например, символ "," следует считать союзом "или". При этом, Инструкцией предусмотрены случаи, когда данный символ имеет иные значения.
На необходимость перечисления всех возможных показателей помимо соединительного союза "и" указывает и пунктуационный знак ";" вместо общепринятого ",".
При описании объекта закупки используются различные виды скобок, которые в зависимости от вида (фигурные, круглые) следует считать по-разному. Так, в круглых скобках Заказчиком установлены "альтернативные значения", при этом, не указаны критерии "альтернативности".
В "{}" скобках заключены показатели, которые изменению не подлежат. Практически каждая позиция технического задания содержит в себе указанные скобки, то есть в каждой позиции имеются словосочетания, доходящие практически до целых предложений, которые необходимо оставить без изменения. Обоснование использования подобных синтаксических контракций отсутствует; указанные показатели фактически "загромождают" текст.
При описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к товарам, в том числе, в сносках. При этом, участник торгов помимо того, что должен учесть требования в сносках в общем объеме информации по товару, он должен учесть, что требования Инструкции также распространяются на сведения в сносках.
Раздел N 4 представляет собой требования к товарам, используемым при выполнении работ. Данные требования установлены как в текстовой форме, так и в таблицах. Таблицы представляют собой две графы - требования к минимальным значениям, требования к максимальным значениям. Необходимо отметить, что внутри граф, которые уже содержат максимальные или минимальные требования, используются дополнительно математические символы, в большинстве своем, имеющие значение противоположное названию графы. Например, по позиции "щебень из природного камня" в графе "требования к минимальным значениям" установлены следующие характеристики "потеря массы при испытании сжатии {раздавливании} в цилиндре щебня из гравия > 14%" и т.д.
Помимо прочего, по всему разделу N 4 графы представлены в следующем порядке - минимальные значения, максимальные значения, но пару позиций их технического задания имеют иную очередность - максимальные значения, минимальные значения.
Совокупность используемых Заказчиком методов, не обусловлена целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями лишь увеличиваются трудозатраты на подготовку заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
Действия Заказчика, связанные с установлением необоснованных потребностью Заказчика требований к описанию товаров, подлежащих применению при выполнении работ, способом изложения данных требований, имеют своим последствием определение требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, путем создания дополнительных препятствий для подготовки заявки на участие, тем самым ограничивают круг участников, нарушают ч. 1 ст. 64 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Взаимоотношения организаций - генеральных подрядчиков (генподрядчиков) с субподрядными организациями (субподрядчиками), их права, обязанности и ответственность при заключении и исполнении договоров субподряда на выполнение отдельных видов и комплексов работ для обеспечения ввода в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, а также жилых домов и других объектов социального назначения определяются Положением о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденным постановлением Госстроя СССР N 132, Госплана СССР N 109 от 03.07.1987 (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения генподрядчик обязан, в том числе, передать субподрядчику утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию в части выполняемых им работ.
Проектом контракта предусмотрена возможность привлечения подрядчиком к выполнению работ по предмету торгов субподрядных организаций (п. 5.4.1. проекта контракта).
Вместе с тем, контрактом установлен запрет на продажу или передачу проектной документации на объект или отдельные его части никакой третьей стороне без письменного разрешения Заказчика (п. 11.2 проекта контракта).
Проект контракта в части взаимоотношений подрядчиков и субподрядчиком противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать условия контракта.
Установив условия контракта, не соответствующие нормам права, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьями 432, 702 и 708 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными для договора подряда являются условия о содержании, объеме работ (предмет) и сроках их выполнения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Проект контракта содержит следующие положения:
5.2.1 Заказчик обязан передать Подрядчику утвержденную проектную документацию в день соответствующего обращения Подрядчика.
5.1.1 В случае наличия каких-либо расхождений по геодезической разбивочной основе (отсутствие каких-либо знаков геодезической разбивочной основы, некорректное их положение и т.д.) Подрядчик своими силами и за свой счет обязан обеспечить проведение необходимых геодезических разбивочных работ.
Пункт 5.1.1 проекта контракта не соответствует требованиям ГК РФ в данной части. На участника торгов возлагаются дополнительные обязательства, объем которых не предусмотрен проектной документацией.
Заказчик, включив в проект контракта, положение, противоречащее нормам права, нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
Согласно части 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно ч. 1 ст. 753 ГК РФ Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно ч. 2 ст. 753 ГК РФ Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.
Согласно ч. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Согласно п. 5.1.13 проекта контракта Подрядчик организует приемку результата работ за свой счет.
Согласно п. 6.17 проекта контракта Подрядчик обязуется по требованию ответственного представителя за свой счет выделять работников, транспорт и необходимые инструменты для подтверждения, освидетельствования и приемки работ.
Нормами ГК РФ установлена обязанность Заказчика осуществлять приемку работ. При этом, данная приемка должна проходить с участием представителя подрядчика.
Положениями проекта контракта установлена иная процедура приемки работ. Кроме того, Заказчик в безусловном порядке возлагает на подрядчика обязанности по обеспечению его при приемке работ необходимыми инструментами, транспортом и т.д. При этом, в документации отсутствует объем действий, средств и прочего, который необходимо совершить, передать, предоставить Заказчику в рамках осуществления приемки работ.
Заказчик, включив в проект контракта, положение, противоречащее нормам права, нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ).
Согласно требованиям части 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5.4.2 проекта контракта Подрядчик имеет право изменить порядок производства работ, установленный графиком производства работ, при условии, что общая стоимость работ, выполненных на определенном этапе, будет не менее установленной для данного этапа в графике производства работ. Заказчик допускает возможность изменения подрядчиком порядка производства работ, что не соответствует нормам действующего законодательства. Заказчик заведомо создает для подрядчика предпосылки для нарушения установленных требований, правил в области строительства. Заказчик, включив в проект контракта, положение, противоречащее нормам права, нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
Учитывая, что Заказчиком допущены к участию в аукционе все участники закупки и на основании ч.5 ст.96 Закона Заказчик принял решение об отказе от заключения контракта с единственным участником, подавшем ценовое предложение, указанные в настоящем Решении нарушения Закона не повлияли на результат закупки. В связи с чем, Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.36 Регламента не выдает предписание об их устранении.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Предписание об устранении указанных нарушений Закона не выдавать, поскольку они не повлияли на результат закупки.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 6 июля 2016 г. N 1295/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016