Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - Тихенького О.Л.-руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов комиссии:
Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. -главного государственного инспектораотдела контроля государственных закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
заявителя - не явился, извещен,
заказчика - Кудинова Е.В., доверенность N 05/16 от 11 февраля 2016 года,
уполномоченного органа - Рыбачук Ю.В., доверенность N Д07/2-0183 от 05 ноября 2015 года,
рассмотрев жалобу ООО "Строй-Эксперт" на положения конкурсной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения о нарушении положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по объекту "Благоустройство территории 12-го микрорайона по ул. Пуркаева" (извещение 0161300000116000684),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалобаООО "Строй-Эксперт" (далее - заявитель, общество) на положения конкурсной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения (далее - уполномоченный орган) при проведении вышеназванного открытого конкурса.
В жалобе заявитель указывает, что заказчиком в пункте 21 Раздела 2 "Информационной карты электронного аукциона" аукционной документации в качестве одного из требований к банковской гарантии установлено, что банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров и разногласий, возникающих при исполнении гарантии, в Арбитражном суде Сахалинской области. Считает, что данное требование заказчика противоречит требованиям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
На заседание комиссии представитель заявителя не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны, просят признать ее необоснованной в виду того, что требование, установленное в банковской гарантии, не нарушает права и интересы участников закупки, не ограничивает конкуренцию при проведении настоящего аукциона.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
07 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Выполнение работ по объекту "Благоустройство территории 12-го микрорайона по ул. Пуркаева" (извещение 0161300000116000684).
Заказчиком является МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 085 707руб. 00 коп.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 27 июня 2016 года 10:00.
Статьей 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определённых, установленных этим законом, ограничений.
Часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, проанализировав представленные документы, Комиссия установила, что заказчик в пункте 25 Раздела 2 "Информационной карты открытого конкурса" конкурсной документации установил, что банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров и разногласий, возникающих при исполнении гарантии, в Арбитражном суде Сахалинской области.
Часть 2 статьи 45 Закона о контрактной системе предусматривает, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с Законом о контрактной системе Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 ноября 2013 года N 1005 утвердило дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1005). Дополнительными требованиями к банковской гарантии предусмотрено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.
Частью 2 статьи 370 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, в обеспечение исполнения которого независимая гарантия выдана, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче независимой гарантии, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии.
Комиссией установлено, что требование к банковской гарантии содержит условие о том, что все споры по этой гарантии рассматриваются Арбитражным судом Сахалинской области. Из содержания пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, дополнительных требований к банковским гарантиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1005 следует право заказчика на формулирование условий банковской гарантии в документации об аукционе и право отказа в принятии не соответствующей установленным условиям гарантии.
Закон о контрактной системе не содержит запрет на установление заказчиком требований к банковским гарантиям в части указания места рассмотрения споров по банковской гарантии.
Данное требование заказчика мотивировано представителями заказчика и уполномоченного органа в целях защиты интересов заказчика по несению денежных расходов в случае наличия споров, связанных с банковской гарантией, предъявленной в качестве обеспечения исполнения контракта.
Банковская гарантия должна иметь доказательственную силу, поскольку неправомерный отказ гаранта удовлетворить требования бенефициара о выплате денежной суммы по банковской гарантии повлечет обращение последнего в суд с исковым заявлением о взыскании денежных сумм. Не имея указания места рассмотрения споров по письменной гарантии, заказчику будет достаточно сложно доказать наличие соответствующего обязательства гаранта.
Параграф 2 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает подсудность дел арбитражным судам.
По правилам статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. Вместе с тем, статья 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает договорную подсудность.
При таких обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о наличии у заказчика права устанавливать требование к банковской гарантии в части указания места рассмотрения споров, в связи с чем, признает доводы заявителя необоснованными.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и п. 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строй-Эксперт" на положения конкурсной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по объекту "Благоустройство территории 12-го микрорайона по ул. Пуркаева" (извещение 0161300000116000684)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 июня 2016 г. N 258/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2016