Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
присутствии представителей:
от заявителя - не явился, уведомлен;
от заказчика - Дойниковой Ю.А. (доверенность N17 от 05.05.2016),
рассмотрев, вотсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом,жалобуООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с.Таранай" (1 пусковой комплекс)" (извещение N0461000000816000001),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалобаООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Акционерное общество "Сахалинская нефтяная компания" (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с.Таранай" (1 пусковой комплекс)" (извещение N0461000000816000001), выразившиеся в утверждении аукционной документации, несоответствующей Закону о контрактной системе.
Заявитель - ООО "Стройинвест" считает, что Заказчиком утвержденная аукционная документация содержит следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) Заказчиком в Проекте контракта не установлены обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: размеры пени, штрафов, неустойки, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063.
2) В нарушение п. 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)Заказчик не включил в контракт обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
3) Подпункт 6 пункта 26 Информационной карты "Предъявляемые участникам электронного аукциона требования", по мнению Заявителя, содержит неправомерные и избыточные требования к участникам закупки, которые не связаны с предметом контракта.
С учетом вышеизложенного, Заявительсчитает, что действия заказчика не правомерны и нарушают законные интересы участников закупки.
Заказчик,согласно представленным возражениям на доводы жалобы, полагает, что аукционная документация не содержит нарушений, так как составлена в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 15ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.04.2016 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Производство работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с. Таранай" (1 пусковой комплекс)" (извещение N0461000000816000001).
Начальная (максимальна) цена контракта - 23089227руб. 00 коп.
Согласно протоколу N1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0461000000816000001 от 28.04.2016 подано 3 заявки, решением аукционной комиссии все заявки участников допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона предложение о цене подал только участник закупки под порядковым номером N1 (заявка N1).
Минимальное предложение о цене контракта составило - 22973000 рублей 86 копеек.
На день рассмотрения жалобы Заявителя по существу протокол подведения итогов электронного аукциона не составлен.
На заседании Комиссия антимонопольного органа в опровержение доводов жалобы заявителя - ООО "Стройинвест" установила:
Довод 1) - Пунктом 10.2 Проекта контракта предусмотрено "Пеня в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства.
Штрафы в размере 2% от цены контракта, что составляет __________ (____________________) рублей начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного Контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения размера штрафа)".
Частью 1 статьи34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частями 7 и 8 статья 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Представитель Заказчика на заседании пояснил, что в п. 10.2 Проекта контракта размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы, а именно, в размере 2 процентов цены Контракта, так как начальная (максимальная) цена контракта превышает, согласно утвержденному извещению и аукционной документации, 23000000 рублей, в связи с этим установление иных размеров штрафа в виде фиксированной суммы нецелесообразно. Объясняется это тем, что работы по предмету оспариваемой аукционной документации не могут быть выполнены при снижении участником аукциона цены контракта ниже 3-х млн. рублей (пороговое значение для изменения размера штрафа), так какпадение цены начально (максимальной) цены контракта более 85 процентов от первоначальной цены делает закупку неконкурентоспособной.
Из вышесказанного следует, что размер штрафа установлен в размере 2 процентов цены Контракта, так как начальная (максимальная) цена контракта не превышает, согласно утвержденному извещению и аукционной документации, 50000000 рублей 00 копеек и не сможет достигнуть нижнего порогового значения - 3000000 рублей 00 копеек, в связи с этим установление иных размеров штрафа в виде фиксированной суммы нецелесообразно.
Кроме того, не указание в проекте контракта всех размеров штрафа в зависимости от цены контракта с учетом Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2015 не повлекло за собой ограничение числа участников указанного электронного аукциона.
Исходя из вышесказанного, данный довод Комиссия признала необоснованным.
Довод 2) - Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ввозражениях и на заседании представитель Заказчика пояснил, что им ошибочно не включено в проект контракта условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При наличии возможности исправить указанную недоработку, такое условие незамедлительно будет включено в проект контракта.
Исходя из вышесказанного, Заказчиком действительно нарушены положения ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Довод 3) -Согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Пунктом 6 раздела 26 Информационной карты аукционной документации определено, что при осуществлении закупки устанавливаются следующие единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В возражениях и на заседании представитель Заказчика пояснил, что пунктом 6 раздела 26 "Предъявляемые участникам электронного аукциона требования" Информационной карты аукционной документации предусмотрено требование к участнику: "Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;".
Такое требование к участнику закупки предусмотрено пп. 8 п. 1 ст. 31 "Требования к участникам закупки" Закона о контрактной системе, соответственно является правомерным, и отсутствие указанного требования в аукционной документации повлекло бы нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Исходя из вышесказанного, Комиссия признала третий довод Заявителя необоснованным.
Таким образом, в действиях Заказчикаустановлены нарушения положений ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с.Таранай" (1 пусковой комплекс)" (извещение N0461000000816000001)-частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим положения ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 мая 2016 г. N 180/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2016