Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов комиссии:
Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
заявителя -Корнилова В.А.,
заказчика - Денина В.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Русмедлайн" на действия аукционной комиссии - ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка и монтаж кроватей медицинских по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N 0861200002616000027) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Русмедлайн" (далее - Заявитель, Общество) на действия Областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" (далее - Заказчик, аукционная комиссия при проведении вышеназванного электронного аукциона.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила следующее:
В жалобе заявитель указывает, что аукционной комиссией допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно, 1) Протокол отказа от заключения контракта от 25.05.2016 N0861200002616000028-8 нарушает требования ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе; 2) Указанные в заявке сведения о кроватях медицинских полностью соответствует их характеристикам, изложенным в техническом задании.
На заседание Комиссии представители заявитель подтвердили доводы изложенные в жалобе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии и в представленных письменных возражениях просит признать жалобу необоснованной, при этом исходят из следующего.
1. В силу ч. 6.1 ст.66 Закон о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно п. 2 ст. З Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Таким образом, поскольку целью проведения электронного аукциона является определение поставщика (подрядчика, исполнителя) следовательно, под этапом проведения электронного аукциона понимается период с размещения извещения о проведении электронного аукциона до заключения государственного контракта.
Учитывая, что государственный контракт по спорному аукциону еще не заключен, то аукционная комиссия правомерно отстранила участника закупки N 1 от участия в аукционе.
На основании изложенного, довод заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
2. В первой части заявки победителем аукциона предлагается к поставке:
1. кровать акушерская электро-механическая, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай.
2. кровать медицинская электрическая функциональная с боковыми наклонами, ложа Latera Acute + тумбочка с откидным столиком, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай.
3. колыбель, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай.
Письмом от 19.05.2016 исх. N 4-б/н Заказчиком направлен запрос в компанию Shanghai Power Flower Medical Equipment Co.,ltd, а также письмом от 20.05.2016 исх. N 4-1194 в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации в целях подтверждения соответствия технических параметров, содержащихся в заявке ООО "РУСМЕДЛАЙН", параметрам, установленным Техническим заданием аукционной документации.
В ответ на запрос Заказчика Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации представлено руководство по эксплуатации и нормативный документ на медицинское изделие.
Анализируя представленное руководство по эксплуатации, нормативный документ на медицинское изделие, информацию, размещенную на сайте www.roszdravnadzor.ru и заявку ООО "РУСМЕДЛАЙН" аукционной комиссией выявлены следующие недостоверные сведения в отношении предлагаемого к поставке оборудования:
1). по кровати акушерской электро-механической, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай:
- высота (с электрической регулировкой) в диапазоне 700-970мм, указанном в заявке, не соответствует диапазону высоты регулировки, который составляет 450-670мм;
- в заявке указано наличие наклона в положение "Тренделенбурга" в диапазоне 0-12°, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующего наклона;
- в заявке указано наличие наклона в положение "Фовлера" в диапазоне 0- 12°, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующего наклона;
- в заявке указано наличие 8-позиционных упоров для стоп, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих упоров;
- в заявке указано наличие съемного выдвигающегося лотка для пациента, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих лотков;
- в заявке указано наличие съемных подколенных опор (по Геппелю), в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих опор.
2). по кровати медицинской электрической функциональной с боковыми наклонами, ложа Latera Acute + тумбочка с откидным столиком, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай:
- электрическая регулировка высоты ложа в нижнем положении 43см, указанная в заявке, не соответствует высоте ложа в нижнем положении, которая составляет 450мм;
- электрическая регулировка высоты ложа в верхнем положении 81см, указанная в заявке, не соответствует высоте ложа в нижнем положении, которая составляет 670мм;
- в заявке указано наличие электрически регулируемого латерального (бокового) наклона ложа, электрически регулируемых продольных наклонов ложа "Тренделенбург" 16° и анти "Тренделенбург" 16°, электрически регулируемого наклона секции бедра в диапазоне от 0°до 45°, механически регулируемого наклона секции голени, в диапазоне от 0°до 45°, одновременного изменения наклона секции спины и бедра (регулируемая на панели управления), в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих наклонов.
3). по колыбели, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай:
- в заявке указано наличие наклона в положение "Тренделенбурга" и "Фовлера", в то время как колыбель заявленной модели не имеет соответствующих наклонов.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отстранила участника закупки N 1 от участия в аукционе.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
24.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении аукциона. С изменениями от 25.03.2016 и последними изменения от 06.04.2016.
Заказчиком является Областное казенное учреждение "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 845 804,00
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.04.2016 N0861200002616000027-1 на участие в аукционе подано 4 заявки, 3 из которых допущены к участию в аукционе.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.05.2016 N0861200002616000027-3 "В результате рассмотрения вторых частей заявок признать победителем электронного аукциона - Общество с ограниченной ответственностью "РУСМЕДЛАЙН", предложившего цену контракта 25 906 200,86 руб. двадцать пять миллионов девятьсот шесть тысяч двести рублей восемьдесят шесть копеек.
В соответствии с Протоколом отстранения участника закупки от участия в электронном аукционе N0861200002616000027 от 01 июня 2016 года заявка ООО "Русмедлайн" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе как содержащая недостоверные требования.
По первому доводу жалобы.
В силу ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Таким образом, поскольку целью проведения электронного аукциона является определение поставщика (подрядчика, исполнителя) следовательно, под этапом проведения электронного аукциона понимается период с размещения извещения о проведении электронного аукциона до заключения государственного контракта.
Учитывая, что государственный контракт по спорному аукциону еще не заключен, то аукционная комиссия правомерно отстранила участника закупки N 1 от участия в аукционе.
На основании изложенного, довод заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
По второму доводу жалобы.
Анализируя представленное на рассмотрение жалобы руководство по эксплуатации, нормативный документ на медицинское изделие, информацию, размещенную на сайте www.roszdravnadzor.ru и заявку ООО "РУСМЕДЛАЙН" Комиссией выявлены следующие недостоверные сведения в отношении предлагаемого к поставке оборудования:
1). по кровати акушерской электро-механической, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай:
- высота (с электрической регулировкой) в диапазоне 700-970мм, указанном в заявке, не соответствует диапазону высоты регулировки, который составляет 450-670мм;
- в заявке указано наличие наклона в положение "Тренделенбурга" в диапазоне 0-12°, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующего наклона;
- в заявке указано наличие наклона в положение "Фовлера" в диапазоне 0- 12°, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующего наклона;
- в заявке указано наличие 8-позиционных упоров для стоп, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих упоров;
- в заявке указано наличие съемного выдвигающегося лотка для пациента, в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих лотков;
- в заявке указано наличие съемных подколенных опор (по Геппелю), в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих опор.
2). по кровати медицинской электрической функциональной с боковыми наклонами, ложа Latera Acute + тумбочка с откидным столиком, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай:
- электрическая регулировка высоты ложа в нижнем положении 43см, указанная в заявке, не соответствует высоте ложа в нижнем положении, которая составляет 450мм;
- электрическая регулировка высоты ложа в верхнем положении 81см, указанная в заявке, не соответствует высоте ложа в нижнем положении, которая составляет 670мм;
- в заявке указано наличие электрически регулируемого латерального (бокового) наклона ложа, электрически регулируемых продольных наклонов ложа "Тренделенбург" 16° и анти "Тренделенбург" 16°, электрически регулируемого наклона секции бедра в диапазоне от 0°до 45°, механически регулируемого наклона секции голени, в диапазоне от 0°до 45°, одновременного изменения наклона секции спины и бедра (регулируемая на панели управления), в то время как кровать заявленной модели не имеет соответствующих наклонов.
3). по колыбели, торговой марки "Power Flower", производителя "Шандонг Юда Медикал Эквинмент Ко., Лтд.", страны происхождения товара - Китай:
- в заявке указано наличие наклона в положение "Тренделенбурга" и "Фовлера", в то время как колыбель заявленной модели не имеет соответствующих наклонов.
Указанные сведения получены из руководства пользователя, представленного представителями ООО "Русмедлайн", более того, представителя заявителя указали в своих пояснениях, что в составе заявки на участие в аукционе поданы требования, которые соответствовали техническому заданию документации об аукционе, а фактически предлагаемый товар имеет улучшенные характеристики.
Часть 7 ст. 95 Закона о контрактной системе предусматривает: "При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе товар с улучшенными характеристиками может поставляться только после заключения контракта по согласованию с заказчиком.
При таких обстоятельствах, Комиссия признает данный довод заявителя необоснованным.
В соответствии с вышеуказанными протоколами соответствующей требованиям документации признана только одна заявка участника N3. Иные заявки были отклонены, либо отстранены по причине несоответствия оборудования требованиям заказчика.
В ходе внеплановой проверки Комиссия предложила заказчику представить подтверждение возможности участия в закупке представителям другого оборудования, помимо представленному участником N3.
В целях представления доказательств заказчику предоставлено время путем объявления перерыва в заседании.
После перерыва представители заказчика не предоставили информации об ином оборудовании, поставщики которого могли бы принять участие в данной закупке в целях проведения конкурентной процедуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Доказательств наличия аппаратов иных производителей, соответствующих указанным техническим характеристикам представители заказчика не представили, более того, документации об аукционе соответствовала только одна заявка.
Учитывая, что на территории Российской Федерации компании - производители медицинской техники реализуют свою продукцию через сеть официальных дилеров, участие других поставщиков в закупке не возможно по причине не соответствия технических характеристик аппаратов других производителей, закупка не может являться конкурентной.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о закупках, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных и запрещающих Законом о закупках требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в аукционе с целью заключения такого контракта.
Таким образом, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частями 1 и 2 ст. 8 Закона о закупках установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и п. 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Русмедлайн" на действия аукционной комиссии - ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка и монтаж кроватей медицинских по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N 0861200002616000027) - необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.2 ст. 8 и п. 1 и 2 ч. 1, п.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, в частности в отношении должностного лица утвердившего аукционную документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А. Пахомова
К.В.Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 июня 2016 г. N 251/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016