Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест" и Кулакова А.В. на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" при проведении закупки путем открытого конкурса по объекту: "Капитальный ремонт склада ГСМ в с. Китовое" (извещение 0361300010716000045),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы ООО "Стройинвест" и Кулакова А.В. на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" (далее также - Заказчик) при проведении закупки путем открытого конкурса по объекту: "Капитальный ремонт склада ГСМ в с. Китовое" (извещение 0361300010716000045) (далее - открытый конкурс).
По мнению заявителей, Заказчиком допущены нарушения, выразившиеся в утверждении конкурсной документации, несоответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
27.05.2016 в 17:10 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение об открытом конкурсе, в том числе конкурсная документация утвержденная Заказчиком. Начальная (максимальная) цена контракта 67 417 000 ,00 руб.
Заявитель Кулаков А.В. в своей жалобе указал на то, что Заказчик нарушил ч. 2 ст. 48 и ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, так как обязан был проводить электронный аукцион, а не открытый конкурс.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 13.05.2016) "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Так Распоряжением Правительства РФ N471-р от 21 марта 2016 года и Распоряжением Правительства РФ N890-р от 13 мая 2016 года, установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в который включены коды по ОКПД2:
42 <4> Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства
43 <4> Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13),
<4> За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса и конкурсной документации указал код ОКПД2 - 43.29.19.190 входящий в укрупненный код 43, то и на вышеуказанные работы, согласно Распоряжения Правительства РФ N471-р от 21 марта 2016 года и Распоряжения Правительства РФ N890-р от 13 мая 2016 года, он обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Таким образом, осуществление закупки путем проведения открытого конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 48 и часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель ООО "Стройинвест" изложил в своей жалобе следующие доводы:
1. В конкурсной документации предусмотрены монтажные работы по установке пожарной сигнализации, однако в документации и извещении не установлено требование о наличии лицензии МЧС России.
В п.п. "г" п. 3.1. Проекта контракта конкурсной документации указано, что для выполнения отдельных видов Работ по настоящему Контракту Подрядчик вправе привлекать Субподрядчиков с соблюдением условий, предусмотренных ст. 10 указанного Контракта.
Таким образом, выполнение монтажные работы по установке пожарной сигнализации, можно выполнить субподрядной организацией имеющей в наличии лицензию МЧС России
Указанный довод признается необоснованным.
2. В проекте контракта конкурсной документации не предусмотрены размеры и фиксированные суммы штрафных санкций в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Как установила Комиссия в разделе 9 "Ответственность Сторон" проекта контракта Заказчиком в полной мере соблюдены требования ч.ч. 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также Правил.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
3. В проекте контракта отсутствует конкретное значение объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной 4 системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с 10.1. Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, для выполнения отдельных видов Работ по Контракту обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 20% от стоимости контракта.
Следовательно, проект контракта не содержит конкретного значения объема (в точном цифровом значении) привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, довод заявителя признается обоснованным, а действия Заказчика нарушающие часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения Закона о контрактной системе, которые выразились в следующем.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе предусмотренные статьей 51 указанного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.п. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами
В силу ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень)
Согласно п. 13 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил единые требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Участник закупки должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N624:
20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты
23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации
23.33. Монтаж оборудования сооружений связи
24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов
24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств
Как видно, Заказчик потребовал от участника закупки иметь свидетельство выданного саморегулируемой организацией на конкретные виды и группы видов работ, в том числе выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выделены звездочкой (<*>). Особо опасные, технически сложные и уникальных объекты.
Также в Перечень включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня).
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.4 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.
При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.
Вместе с тем, в Проекте контракта указано, что Подрядчик вправе привлекать Субподрядчиков.
Таким образом, участник закупки, имеющий свидетельство СРО только о допуске к работам по организации строительства и опираясь на право привлечь субподрядчика с допуском на конкретные виды и группы видов работ указанные в п. 13 Информационной карты конкурсной документации, не будет соответствовать требованиям конкурсной документации. В том числе такой участник ограничен в участие в указанной выше закупке, так как может не иметь допуск к конкретному виду и группу видов работ указанных в Информационной карте.
На основании изложенного и учитывая право привлекать иных лиц (субподрядчиков), условие конкурсной документации о том, что участники должны иметь свидетельство СРО о допуске к конкретным видам и группам видов работ, неправомерно.
Таким образом, Заказчик установил требования, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, тем самым нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" при проведении закупки путем открытого конкурса по объекту: "Капитальный ремонт склада ГСМ в с. Китовое" (извещение 0361300010716000045) -обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Курильский городской округ" при проведении закупки путем открытого конкурса по объекту: "Капитальный ремонт склада ГСМ в с. Китовое" (извещение 0361300010716000045) - частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 48 и ч. 2 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику (конкурсной комиссии Заказчика) обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения подрядчика.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 июня 2016 г. N 264/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2016