Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Бисертского городского округа -
- уполномоченного органа Департамента государственных закупок Свердловской области
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Стройинвест", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, 6-14) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Бисертского городского округа (623050, Свердловская обл., Нижнесергинский р-н, рп. Бисерть, ул. Октябрьская, 1) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0162200011816000716) на капитальный ремонт ГТС Бисертского водохранилища р. Бисерть, Бисертский городской округ, Свердловская область в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 01-9161 от 17.06.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Бисертского городского округа при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162200011816000716) на Капитальный ремонт ГТС Бисертского водохранилища р. Бисерть, Бисертский городской округ, Свердловская область.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- аукционная документация не содержит требования к составу второй части заявки участника электронного аукциона о подтверждении таким участником своего соответствия требованиям установленным аукционной документацией к участникам электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015г. N1457;
- проектом контракта не предусмотрены требования ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- проектом контракта не предусмотрено условие, предусмотренное ч.6.1 ст.30 Закона о контрактной системе в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) или осуществления списания начисленных сумм неустоек (штофов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016г. исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств предусмотренных контрактом.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
20.05.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011816000716 и аукционная документация. Аукционная документация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru в действующей редакции от 31.05.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 101 361 139,78 рублей.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В свою очередь п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено. Указанный перечень включает в себя, в частности, работы по строительству зданий, строительству инженерных сооружений и работы строительные специализированные, с кодами ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Извещением о проведении электронного аукциона предусмотрено, что осуществляемые в рамках рассматриваемой закупки работы подпадают под код ОКПД2 42.91.20.190 (работы строительные и ремонтные, связанные с прочими водными сооружениями и работы по ремонту всех вышеуказанных сооружений).
Таким образом, проводимый электронный аукцион подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457. Следовательно, в соответствии с ч.3 ст.64, п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать запрет на участие в электронном аукционе граждан и организаций, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с ч.3 ст.64, п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в п.12.1 общей части аукционной документации (требования к участникам закупки) установлено, что участниками закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики <*> (Основание: п. 1 "Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016г.", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N1457)
<*> организации определяются в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 29.04.2008 г. N57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Вместе с тем, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что требование, установленное п.12.1 общей части аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N1457, должно подтверждаться участником электронного аукциона в составе второй части заявки такого участника, в связи с чем, заказчик правомерно не включил в состав аукционной документации условие о подтверждении участником аукциона своего соответствия требованию, установленному п.12.1 общей части аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N1457.
Таким образом, аукционная документация соответствует требованиям ч.3 ст.64, п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, поскольку устанавливает запрет на участие в электронном аукционе гражданам и организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Согласно ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 ст.30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 15.1 общей части аукционной документации в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 4.3.23. проекта контракта (часть 3 аукционной документации) установлено, что подрядчик в ходе исполнения настоящего контракта обязуется в следующем: в соответствии с ч. 5. ст. 30 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 5% от цены настоящего Контракта, обладающими необходимыми допусками, сертификатами, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ.
Пункт 8.10. проекта контракта содержит оговорку о том, что подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренного пунктом 4.3.23. Контракта.
Таким образом, проект контракта, содержащийся в части 3 аукционной документации соответствует требованиям ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе поскольку содержит все условия предусмотренные указанной нормой закона.
Обязательные требования к проекту контракта содержатся в ст.34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6.1 ст.34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вышеуказанная норма Закона относится к исполнению обязательств сторонами государственного (муниципального) контракта и действует в силу Закона в случаях, определенных Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", однако поскольку требование, закрепленное в ч.6.1 ст.34 Закона о контрактной системе, носит диспозитивный характер его включение в контракт является правом а не обязанностью заказчика как стороны контракта.
Кроме того, в п.1. Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства РФ указано, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В силу п.2.1 проекта контракта окончание работ должно быть завершено не позднее 15 декабря 2018 г.
Таким образом, поскольку исполнение подрядчиком всех обязательств в рамках контракта, заключаемого по результатам проведения рассматриваемой закупки, согласно условиям проекта контракта, произойдет не ранее 2018г. требования ч.6.1 ст.34 Закона о контрактной системе и принятого в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" не применимо к рассматриваемому электронному аукциону.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройинвест" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Бисертского городского округа нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Администрации Бисертского городского округа предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 июня 2016 г. N 837-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2016