Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- начальник отдела контроля закупок, Председателя Комиссии,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной кожно-венерологический диспансер" - (доверенность N 26 от 10.06.2016г.),
- заявителя в лице ООО "СпецАвтоБаза" - (доверенность N 5 от 09.06.2016г.)
- заинтересованных лиц - ООО "Энерго" - (доверенность б/н от 20.07.2015г.), ООО "ПО "Промэкология" - (доверенность б/н от 04.02.2016г.),
рассмотрев жалобу ООО "СпецАвтоБаза" (622048, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Авангардная, д.48) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной кожно-венерологический диспансер" (620151, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 1) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации опасных медицинских отходов для нужд ГБУЗ СО СОКВД и его филиалов на второе полугодие 2016 года (извещение N 0362200069016000090) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СпецАвтоБаза" (вх. N 01-8573 от 06.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной кожно-венерологический диспансер", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации опасных медицинских отходов для нужд ГБУЗ СО СОКВД и его филиалов на второе полугодие 2016 года (извещение N 0362200069016000090), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В своей жалобе заявитель ООО "СпецАвтоБаза" указал, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам аукциона о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.06.2016 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 0362200069016000090 и документация об аукционе на оказание услуг по вывозу и утилизации опасных медицинских отходов для нужд ГБУЗ СО СОКВД и его филиалов на второе полугодие 2016 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 708 122,82 рублей.
В соответствии с требованием п. 1 ч. 1 cт. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 8 информационной карты аукционной документации установлено, что объектом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации опасных медицинских отходов для нужд ГБУЗ СО СОКВД и его филиалов на второе полугодие 2016 года. Наименование услуг и их характеристики в полном объеме указаны в части 3 аукционной документации "Задание на аукцион".
Частью 3 аукционной документации установлено описание объекта закупки, техническое требование заказчика на оказание услуг, в том числе: требования к качеству и техническим характеристикам оказываемых услуг - вывоз и утилизация опасных медицинских отходов производится Исполнителем в соответствии с требованиями экологического, санитарно-гигиенического законодательства РФ, место оказания услуг (места образования опасных медицинских отходов класса "Б" и "Г"), а также установлено, что к отходам класса "Г" относятся лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.27 информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе, согласно которым вторая часть заявки должна содержать в том числе, копию действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с пп.30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно п. 1 Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445, под кодом 7 47 800 00 00 0. Указания на иные медицинские отходы в классификационном каталоге не имеется.
Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в кадастре отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
На основании ч. 3 ст. 49 Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы класса Г подразделяются на лекарственные средства (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, системе освещения и другие.
Паспортизация в порядке, установленном ч. 3 ст. 14 Закон об отходах производства и потребления и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность по обращению с которыми регулируется Законом об отходах производства и потребления.
Вместе с тем, само по себе включение отхода в Федеральный классификационный каталог отходов не свидетельствует о необходимости его паспортизации и относимости к одному из 4-х классов опасности.
Довод заявителя о том, что аукционная документация в нарушение п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит требования о предоставлении во второй части заявки лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, не находит своего подтверждения, так как указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию с 1 июля 2016г, ввиду чего оснований для включения заказчиком данного требование в аукционную документацию, на момент публикации извещения, не имелось.
Таким образом, в соответствии с требованием Закона о контрактной системе заказчиком правомерно установил требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, так как объектом закупки предусмотрена деятельности по вывозу и утилизации отходов класса Г. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СпецАвтоБаза" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной кожно-венерологический диспансер" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной кожно-венерологический диспансер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 июня 2016 г. N 779-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2016