Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" -
- заявителя в лице Общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТ" -
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТ" (далее - ООО "ПРОСПЕКТ") (625022, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Республики, 61-413, а/я 4183) на действия заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Уралуправтодор") (620026, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), при проведении закупки путем открытого конкурса (извещение N0362100008216000035) на осуществление строительного контроля на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск км 221+000 - км 230+000 в Тюменской области" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРОСПЕКТ" (вх. N 01-8964 от 15.06.2016) на действия заказчика в лице ФКУ "Уралуправтодор" при проведении закупки в форме открытого конкурса (извещение N 0362100008216000035) на осуществление строительного контроля на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск км 221+000 - км 230+000 в Тюменской области".
В своей жалобе заявитель обжалует положения конкурсной документации в части установления порядка оценки заявок участников по показателю "качество услуг" нестоимостного критерия оценки заявок участников "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, выдать заказчику, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заслушав представителей сторон и проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
31.05.2016 года в единой информационной системе ФКУ "Уралуправтодор" размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0362100008216000035 и конкурсная документация. Конкурсная документация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru/ в действующей редакции от 02.06.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 395 000,00 рублей.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч.1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункта 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В пункте 16.4 конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 2 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (величина значимости 40%).
Согласно пункта 16.6 конкурсной документации в отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено, что для оценки заявок по показателю "Качество услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Максимальное значение составляет 100 баллов.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество услуг на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса.
В целях оценки заявок по показателю "качество" оценивается описание оказываемых услуг с учетом выполнения требований национальных стандартов, норм и правил, требований заказчика, в том числе: описание участником закупки оказываемых услуг, описывая каким образом будут выполняться требования Заказчика, изложенные в конкурсной документации; описание порядка посещений (проверок) объекта и порядок документальной фиксации выявленных нарушений (недостатков); описание плана оказания услуг по строительному контролю, в том числе включающий в себя порядок их оказания, указывая на национальные стандарты, нормы и правила, которые будут соблюдаться при оказании услуг, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса.
При этом оценке подлежит соответствие описания участником закупки оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве услуг), требованиям, которые изложены в техническом задании (приложение N1 к проекту контракта).
Пунктом 16.6 конкурсной документации также указано, что участник открытого конкурса предоставляет информацию по нестоимостным критериям в произвольной форме - в виде текстового, табличного, графического или иного материала.
Представителями заказчика также пояснено, что оцениваемая в соответствии с п.16.6 конкурсной документации информация представляется участником в составе своей заявки в виде пояснительной записки с описанием оказываемых услуг, что предусмотрено формой конкурсной заявки (приложение N1 к конкурсной документации).
Пунктом 16.6 конкурсной документации предусмотрена следующая шкала оценки заявок по показателю "качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
- непредоставление информации или не раскрытие темы - 0 баллов;
- неотображение полной и детальной информации - 50 баллов;
- представление полной информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации и охватывает все аспекты оказываемых услуг, являющихся предметом настоящей закупки - 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке по предусмотренному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию - представление полной информации.
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное описание, его форма, что означает не раскрытие темы, неотображение полной и детальной информации, каким образом по данному предложению может быть оценено качество работ по осуществлению строительного контроля на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск км 221+000 - км 230+000 в Тюменской области" и раскрыто содержание соответствующего критерия оценки, каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию оценки.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлены нарушения ч.8 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ПРОСПЕКТ" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" выявлены нарушения п.9 ч.1 ст.50, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 июня 2016 г. N 828-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016