Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Дегтярска" - (доверенность N 01-01-13/2003 от 20.06.2016г.)
- заинтересованного лица организации ООО "Бюро строительных услуг" - (решение учредителя N 1 от 26.10.2015г.),
- в отсутствии заявителя в лице ООО "СИТИС-торг", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СИТИС-торг" (620017, г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 2а, корпус 9, оф.303) о нарушении заказчиком в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Дегтярска" (623270, Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Калинина, д. 46), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ на ремонт дорог общего пользования местного значения городского округа Дегтярск (извещение N 0362300356116000021), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СИТИС-торг" (вх. N 01-8767 от 10.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Дегтярска", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дорог общего пользования местного значения городского округа Дегтярск (извещение N 0362300356116000021) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СИТИС-торг" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- аукционная документация содержит неполный перечень документов, которые должна содержать вторая часть заявки участника аукциона;
- проект контракта содержит незаконные положения о возможном продлении срока исполнения обязательств по Контракту,
просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Также, согласно указанному Постановлению требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Также п. 2 приложения N 1 Постановления N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно п. 14. 2, п. 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 1.1 Проекта муниципального контракта установлен предмет контракта - выполнение работ по ремонту дорог общего пользования местного значения городского округа Дегтярск (код по ОКПД2 - 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов").
Также, согласно Приложению N 1 "Техническое задание" к государственному контракту автомобильные дороги улично-дорожной сети г. Дегтярск подлежат текущему ремонту для поддержания их транспортно-эксплуатационных качеств в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требованиям к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Пунктом 12.1.2. части I "Общая часть" аукционной документации заказчик устанавливает к участникам аукциона следующее дополнительное требование: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 13.2. части I "Общая часть" аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, требование о наличии в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона, или копии этих документов:
- подтверждающих наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Довод заявителя о том, что заказчиком установлен не полный перечень документов, которые должна содержать вторая часть заявки участника аукциона в соответствии с Постановлением N 99, не находит своего подтверждения, так как установленные заказчиком в предмете контракта работы не относятся к капитальному строительству, ввиду чего, у заказчика не имелось оснований требовать у участника предоставления во второй части заявки копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Поскольку предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог улично-дорожной сети г. Дегтярск, заказчик устанавливает требования к участнику закупки, а также требование к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Постановлением N 99.
В данных действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе Комиссией не выявлено.
Пунктом 13.5. Проекта муниципального контракта заказчик устанавливает, что если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение Стороной обязательств в срок, установленный Контрактом, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на 30 (тридцать) дней.
В соответствии ч. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (Далее - ГК РФ) подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Комиссией установлено, что обстоятельства, предусмотренные пунктом 13.5 Проекта муниципального контракта, а именно, обстоятельства непреодолимой силы, являются обстоятельствами, не зависящими от подрядчика, которые создают невозможность завершения работ по контракту в срок.
Согласно ч. 1 ст. 716 ГК РФ при наступлении таких обстоятельств, срок контракта подлежит приостановке.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в части включения в контракт условий прямо не предусмотренных Законом о контрактной системе, ввиду чего, согласно ст. 421 ГК РФ (свобода договора), включение указанных условий является правом заказчика.
Таким образом, нарушений действующего законодательства в данных действиях заказчика Комиссией не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СИТИС-торг" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Дегтярска", его комиссией нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Дегтярска", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июня 2016 г. N 801-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016