Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- организатора торгов в лице МБОУ СОШ N 3 - ,
- уполномоченного органа в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил - ,
- в отсутствии заявителя ИП Золотаревой Е.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Золотаревой Е.В. (622049, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ш. Черноисточинское, 69-106) о нарушении организатором торгов в лице МБОУ СОШ N 3 (622014, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Перова, 133), заказчиками в лице МБОУ СОШ N81 (622042, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Тагилстроевская, 1б), МБОУ СОШ N80 (622049, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ш. Черноисточинское, 13), МБОУ СОШ N65 (622031, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Решетникова, 29), МБОУ СОШ N6 им. А.П. Бондина (622013, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Октябрьской Революции, 2), МБОУ СОШ N 49 (622021, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Гвардейская, 58), МБОУ СОШ N69 (622005, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, пр-кт. Октябрьский, 16а), МБОУ СОШ N 66 (622005, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Черноморская, 106), МБОУ СОШ N 24 (622014, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Сланцевая, 13а), МБОУ СОШ N45 (622036, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Новострой, 11), МБОУ СОШ "ЦО N1" (622042, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 30), МБОУ СОШ N 144 (622021, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Гвардейская, 72), МБОУ СОШ N12 (622014, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Жуковского, 5а), МБОУ НОШ N34 (622049, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Горняка, 25), уполномоченным органом в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (622034, г. Свердловская обл., Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса c ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся (извещение N 0162300000816000170) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Золотаревой Е.В. (вх. N 01-8839 от 14.06.2016г.) о организатором торгов в лице МБОУ СОШ N 3, заказчиками в лице МБОУ СОШ N81, МБОУ СОШ N80, МБОУ СОШ N65, МБОУ СОШ N6 им. А.П. Бондина, МБОУ СОШ N 49, МБОУ СОШ N69, МБОУ СОШ N 66, МБОУ СОШ N 24, МБОУ СОШ N45, МБОУ СОШ "ЦО N1", МБОУ СОШ N 144, МБОУ СОШ N12, МБОУ НОШ N34, уполномоченным органом в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса c ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся (извещение N 0162300000816000170) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель ИП Золотарева Е.В. в жалобе указала, что положения конкурсной документации нарушают номы Закона о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29 апреля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса c ограниченным участием N 0162300000816000170 и конкурсная документация на оказание услуг по организации питания учащихся, в действующей редакции 14.05.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 244 447 965,80 рублей.
14 июня 2016г. конкурсной комиссией была проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием, по итогам которой подписан протокол, присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом на участие в открытом конкурсе были поданы заявки от участников закупки ООО "ОМС-Лечебное питание" и ООО "Комбинат общественного питания".
Согласно извещению о проведении открытого конкурса с ограниченным участием и конкурсной документации (п. 4 информационной карты) объектом закупки является оказание услуг по организации питания учащихся.
Частью 1 ст. 25 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Частью 2 ст. 25 Закона о контрактной системе установлено, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона, а также требование к указанному соглашению.
При этом, порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (ч.5 ст.25 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (приложение N2) , утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление).
В приложение N2 Постановления включены услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей (п.6).
Комиссией установлено, что соглашение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием подписано между организатором торгов в лице МБОУ СОШ N 3 и заказчиками в лице МБОУ СОШ N81, МБОУ СОШ N80, МБОУ СОШ N65, МБОУ СОШ N6 им. А.П. Бондина, МБОУ СОШ N 49, МБОУ СОШ N69, МБОУ СОШ N 66, МБОУ СОШ N 24, МБОУ СОШ N45, МБОУ СОШ "ЦО N1", МБОУ СОШ N 144, МБОУ СОШ N12, МБОУ НОШ N34 от 06.04.2016г. на осуществление закупки одних и тех же услуг по организации питания учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, находящихся на территории г. Нижний Тагил в период с 01.09.2016г. по 31.12.2020г., то есть объектом закупки являются однородные по характеру, времени и месту оказания услуги. Следовательно, проведение закупки в форме совместного конкурса с ограниченным участием не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, закупка (извещение N0162300000816000170) осуществляется заказчиками в виде совместного открытого конкурса с ограниченным участием правомерно, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст.56 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурс с ограниченным участием это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Пунктом 2 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
При этом ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В свою очередь Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 02.07.2014г. N1251-ПА утверждены Правила принятия решений о заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, которыми предусмотрено, что муниципальные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не указанные в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, заключаются на срок и в пределах средств, которые предусмотрены правовым актом Администрации города Нижний Тагил, устанавливающим:
- планируемые результаты выполнения работ, оказания услуг;
- описание состава работ, услуг;
- предельный срок выполнения работ, оказания услуг с учетом сроков, необходимых для определения подрядчиков, исполнителей;
- предельный объем средств на оплату долгосрочного муниципального контракта с разбивкой по годам.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 11.12.2013г. N2942 утверждена муниципальная программа "Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2020 года", в графе 117 приложения N13 которой значится мероприятие N6: осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 14.04.2016г. N1071-ПА "Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений на 2016 - 2020 годы" постановлено, в частности, в срок до 1 августа 2016 года осуществить в соответствии с действующим законодательством заключение договоров (контрактов) на оказание услуги по организации питания учащихся МОУ в период с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года, договоров безвозмездного пользования находящимися в оперативном управлении МОУ помещениями и материально-техническим оборудованием пищеблоков с победителями конкурентных процедур.
В извещении о проведении совместной закупки в форме конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания учащихся содержится график оказания услуг по каждому из заказчиков принимающих участие в совместной закупке.
При этом в проектах контрактов, являющихся частью конкурсной документации, предусмотрено, что оказания услуг по организации питания учащихся осуществляется в период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года.
Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в праве установления сроков оказания услуг по заключаемым по результатам проведения закупок контрактам. Вместе с тем, из Закона о контрактной системе (ч.1 ст.2) следует, что он основывается, в том числе, на Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Из ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств могут заключаться в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
Из материалов дела следует, что Администрацией г. Нижний Тагил приняты постановления (от 02.07.2014г. N1251-ПА, от 11.12.2013г. N2942 и от 14.04.2016г. N1071-П) в соответствии с которыми муниципальные общеобразовательные учреждения должны осуществить в соответствии с действующим законодательством заключение контрактов на оказание услуг по организации питания учащихся МОУ в период с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года, то есть с длительностью производственного цикла оказания услуг, который превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, из требований Закона о контрактной системе, ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также постановлений Администрацией г. Нижний Тагил (от 02.07.2014г. N1251-ПА, от 11.12.2013г. N2942 и от 14.04.2016г. N1071-П) следует, что организатор торгов правомочен осуществлять совместную закупку в форме конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания учащихся с периодом оказания таких услуг с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года с превышением срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При этом требование ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе распространяется на совокупный годовой объем закупок и не ограничивает заказчиков в их праве проводить конкретные закупки на общих основаниях без ограничения количества участников таких закупок только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Таким образом, проведение совместной закупки в форме конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания учащихся на общих основаниях не нарушает требований ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
Частью 2 ст.50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых законодательством о контрактной системе к содержанию контракта, содержится в ст.34 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конкурсная документация по совместному конкурсу с ограниченным участием содержит проекты контрактов заключаемых с каждым из заказчиков, участвующих в совместной закупке. В приложении N 3 к каждому из указанных контрактов содержится проект договора безвозмездного пользования имуществом и помещением пищеблока школьной столовой, заключаемого заказчиком (ссудодателем) с победителем конкурса с ограниченным участием (ссудополучателем) по результатам проведения закупки на время оказания услуг по организации питания учащихся.
По условиям договора безвозмездного пользования имущество и помещение пищеблока школьной столовой в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении N1 к договору, передаются ссудодателем ссудополучателю в безвозмездное пользование на основании постановления Администрации города Нижний Тагил от 14.04.2016 N 1071-ПА "Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений на 2016-2020 годы".
При этом в силу п.2.2.3 и п.2.2.6 проекта договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан:
2.2.3. Для оказания качественной услуги по муниципальному контракту на оказание услуги по организации питания учащихся в течение 1 месяца со дня заключения договора обеспечить обследование состояния Имущества, при необходимости - приведение его в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к предприятиям с полным циклом производства общественного питания, доукомплектовать пищеблок Заказчика всем необходимым оборудованием и кухонным инвентарем (промаркированным в соответствии с требованиями СанПин) с составлением соответствующих актов, подписываемых сторонами, оборудование приборами учета, учитывающими отдельно электроэнергию, тепловую энергию, холодную и горячую воду по пищеблоку (столовой), без возмещения понесенных расходов Ссудодателем.
2.2.6. По окончании срока оказания услуг по муниципальному контракту на оказание услуги по организации питания учащихся все неотделимые (отделимые) улучшения предоставленного Имущества и весь движимый имущественный комплекс (оборудование, кухонный инвентарь, термоконтейнеры, мебель и т.д.) безвозмездно передать в собственность Заказчика.
При анализе п.2.2.3 и п.2.2.6 проекта договора безвозмездного пользования, являющегося неотъемлемой частью проекта контракта, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Закон о контрактной системе в части установления требований к условиям контракта не ограничивает заказчика в его праве налагать на исполнителя по контракту обязательства по оказанию услуг в части поддержания состояния переданного в безвозмездное пользование имущества, а также безвозмездной передачи в собственность заказчика всех неотделимых (отделимых) улучшений предоставленного имущества и движимого имущественного комплекса.
Таким образом, в соответствии со ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации включение в проект договора безвозмездного пользования имуществом условий, содержащихся в пунктах 2.2.3 и 2.2.6 такого договора, является правом заказчика как стороны договора на определение его условий вытекающих из потребностей заказчика и не нарушает норм законодательства о контактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Золотаревой Е.В. признать необоснованной.
2. В действиях организатора торгов в лице МБОУ СОШ N 3, заказчика в лице МБОУ СОШ N81, МБОУ СОШ N80, МБОУ СОШ N65, МБОУ СОШ N6 им. А.П. Бондина, МБОУ СОШ N 49, МБОУ СОШ N69, МБОУ СОШ N 66, МБОУ СОШ N 24, МБОУ СОШ N45, МБОУ СОШ "ЦО N1", МБОУ СОШ N 144, МБОУ СОШ N12, МБОУ НОШ N34, уполномоченного органом в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Организатору торгов в лице МБОУ СОШ N 3, заказчику в лице МБОУ СОШ N81, МБОУ СОШ N80, МБОУ СОШ N65, МБОУ СОШ N6 им. А.П. Бондина, МБОУ СОШ N 49, МБОУ СОШ N69, МБОУ СОШ N 66, МБОУ СОШ N 24, МБОУ СОШ N45, МБОУ СОШ "ЦО N1", МБОУ СОШ N 144, МБОУ СОШ N12, МБОУ НОШ N34, уполномоченному органу в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 июня 2016 г. N 816-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016