Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" -
- заявителя жалобы в лице ООО "АК Орел-сельхозавиа" -
рассмотрев жалобу ООО "АК Орел-сельхозавиа" (302001, Орловская обл., г. Орел, ул. Комсомольская, 48) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (620076, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 118) (далее по тексту - ГБУ СО "Уральская авиабаза") при проведении закупки путем запроса предложений (извещение N 0362200068016000061) на авиационные услуги на самолете типа Ан-2 (или эквивалент) в объеме 200 часов в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "АК Орел-сельхозавиа" (вх. N01-9060 от 16.06.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУ СО "Уральская авиабаза" при проведении закупки в форме запроса предложений (извещение N0362200068016000061) на авиационные услуги на самолете типа Ан-2 (или эквивалент) в объеме 200 часов.
В своей жалобе заявитель указал, что положения закупочной документации в части содержания проекта контракта не соответствуют требованиям законодательства, а именно:
- проект государственного контракта содержит условие, обязывающее исполнителя выполнить действия, не входящие в предмет государственного контракта;
- проектом государственного контракта установлена обязанность исполнителя по заключению договоров на эксплуатацию посадочных площадок, что нарушает требования законодательства;
- проект государственного контракта содержит отлагательное условие, что нарушает требования гражданского законодательства.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
10.06.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений N 0362200068016000061 и закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 388 000,00 рублей.
Согласно ч.1 ст.83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В соответствии с ч.7 ст.83 Закона о контрактной системе к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
Обязательные требования к содержанию проекту контракта содержатся в ст.34 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проект государственного контракта содержится в части 3 документации.
В соответствии с условиями заключаемого государственного контракта (п.1.1 - 1.2 Контракта) исполнитель обязуется оказывать авиационные услуги, а заказчик оплачивать их. Объем оказываемых услуг - 200 летных часов. Качество услуг должно соответствовать требованиям, указанным в Техническом задании.
В силу п.2.1.1 проекта контракта исполнитель обязан предоставить заказчику в течении 10 (десяти) календарных дней со дня заключения Контракта в том числе:
- копию договора на эксплуатацию посадочных площадок с их владельцем, согласно Технического задания - Приложение N 1 к Контракту (пункт 3).
Пунктом 4.1. проекта контракта предусмотрено, что начало оказания услуг - в течение 1 рабочего дня с момента заключения Контракта. Окончание оказания услуг - окончание пожароопасного сезона, но не позднее 01 ноября 2016г.
Согласно п.11.1. проекта контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения его Сторонами и действует до 31.12.2016 г., а в части расчетов до полного их завершения.
Относительно доводов изложенных в жалобе ООО "АК Орел-сельхозавиа" Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о их необоснованности ввиду нижеследующего.
Условия проекта государственного контракта, законность которых оспаривается заявителем жалобы, не регулируются законодательством о контрактной системе.
Как было указано выше, Закон о контрактной системе устанавливает обязательные требования к содержанию проекта контракта. Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлено прямого запрета или ограничения в части включения заказчиком в проект контракта условий прямо не предусмотренных этим законом. Следовательно, заказчик при включении тех или иных условий в проект контракта руководствуется нормами действующего законодательства, собственными нуждами и потребностями, а также спецификой проводимой закупки.
Из буквального толкования ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что стороны договора (в том числе заказчик) определяют условия договора по своему усмотрению за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами установлено иное. Поскольку контракт с победителем запроса предложений заключается по итогам проведения закупки, закупка, в свою очередь, проводится в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а последний не устанавливает прямого запрета на включение в проект контракта условий не предусмотренных этим законом - определение таких условий является правом заказчика как организатора проведения запроса предложений, а также лица, утверждающего закупочную документацию, частью которой является проект государственного контракта.
Таким образом, ГБУ СО "Уральская авиабаза" как заказчик реализует свое право, предусмотренное ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации на определение условий договора по своему усмотрению.
Рассмотрение антимонопольным органом жалобы в порядке главы 6 Закона о контрактной системе регламентируется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее по тексту - Административный регламент).
Пунктом 3.30 Административного регламента предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, из изложенного следует, что Свердловское УФАС России, как территориальный орган Федеральной антимонопольной службы уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в рамках рассмотрения жалобы ООО "АК Орел-сельхозавиа" по существу, а также проведения внеплановой проверки закупки осуществляет контроль только в части соблюдения заказчиком, его комиссией требований законодательства о контрактной системе. При этом соблюдение заказчиком требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, не относящихся к законодательству о контрактной системе, не входит в компетенцию Свердловского УФАС России. Осуществление защиты прав и законных интересов участника закупки, которые не регулируются Законом о контрактной системе, в соответствии с ч.1-2 ст.105 Закона о контрактной системе осуществляются таким участником или иным заинтересованным лицом только в судебном порядке.
Таким образом, нарушений Закона о контрактной системе в действиях ГБУ СО "Уральская авиабаза" в части содержания проекта государственного контракта Комиссией Свердловского УФАС России не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ГБУ СО "Уральская авиабаза" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУ СО "Уральская авиабаза" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУ СО "Уральская авиабаза" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 июня 2016 г. N 832-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016