Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Березовского муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Зарница" -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Стройинвест", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, д.6, оф.14,15) на действия (бездействие) заказчика в лице Березовского муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Зарница" (623706, Свердловская обл., г. Березовский, ул. Механизаторов, д. 40) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N1062300002516000001) на заключение контракта на строительство лыже роллерной трассы в рамках Муниципальной программы "Развитие системы образования БГО до 2020 года" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 01-8310 от 02.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Березовского муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Зарница", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на заключение контракта на строительство лыже роллерной трассы в рамках Муниципальной программы "Развитие системы образования БГО до 2020 года" (извещение N 1062300002516000001).
В своей жалобе заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления в проекте контракта условия о начислении пени, штрафа за просрочку исполнения Подрядчиком обязательств, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а не ключевой ставки Банка России. Также ООО "Стройинвест" оспаривает содержание п. 8.1 проекта контракта в части размера суммы обеспечения исполнения контракта. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N99 от 14.02.2015г.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.05.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 1062300002516000001 и аукционная документация на заключение контракта на строительство лыже роллерной трассы в рамках Муниципальной программы "Развитие системы образования БГО до 2020 года".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 36 013 010 ,00 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 6 Постановления N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по определенной формуле.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08 декабря 2015 г. N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России", Указанию Банка России от 11 декабря 2015 г. N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Пунктом 6.5 Проекта контракта предусмотрено, что "За просрочку исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Поставщик обязан уплатить пеню.
Пеня в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных Подрядчиком обязательств начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения. Конкретный размер пени устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Комиссией Свердловского УФАС России при анализе пункта 6.5 проекта контракта установлено, что он не нарушает требования Закона о контрактной системе (в частности требования ст. 34 Закона о контрактной системе), а также действующего Постановления Правительства N 1063, Постановлению Правительства РФ от 08 декабря 2015 г. N 1340 . Поскольку ООО "Стройинвест" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования п.6.5 проекта контракта нарушают его права и законные интересы, не позволяют Обществу принять участие в электронном аукционе, ставит его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушает его права на как участника аукциона Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч.2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.6 ст. 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
Пунктом 8.1 проекта контракта установлено, что подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта на сумму 3 601 301 (Три миллиона шестьсот одна тысяча триста один) рубль 00 копеек., что составляет 10 (десять) % от начальной (максимальной) цены Контракта в форме внесения денежных средств, банковской гарантии (указывается форма обеспечения исполнения Контракта: банковская гарантия, внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчик). Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Контракт заключается после предоставления Подрядчиком, с которым заключается Контракт, обеспечения исполнения Контракта В случае непредоставления Подрядчиком, обеспечения исполнения Контракта в срок, установленный для заключения Контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения Контракта. В случае, если участником закупки, с которым заключается Контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения Контракта к такому участнику не применяются.
Согласно п. 1.7.1 аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона.
Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика относительно установления размера обеспечения исполнения контракта не усматривается, а также заказчиком в состав аукционной документации включены антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе, которые регламентируют размер обеспечения исполнения контракта в случае снижения начальной максимальной цены контракта на двадцать пять процентов и более в зависимости от цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе регламентируются единые требования к участникам закупки, которые заказчик устанавливает при осуществлении закупки.
Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N1 к Постановлению правительства N99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предъявляются следующие дополнительные требования:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
-копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; -копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе |
Согласно "Информации об объекте закупки" Извещения о проведении электронного аукциона от 18.05.2016 N1062300002516000001объектом закупки является: Строительство лыже роллерной трассы в рамках Муниципальной программы "Развитие системы образования БГО до 2020 года" (Код по ОКПД2 - 42.99.29.000), начальная максимальная цена контракта 36 013 010 ,00 рублей (более 10 млн. руб.), что соответствует п. 2 Приложения N1 Постановление правительства N99.
В п. 3.2.4 аукционной документации установлены документы и сведения, которые необходимо предоставить участникам закупки в составе второй части заявки. Однако в данном перечне отсутствуют документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ.
В нарушении ч. 2 ст. 31 и п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование к участникам закупки, требование о предоставлении в составе 2-ой части заявки документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе, предусмотренных Постановлением Правительства N99.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройинвест" признать обоснованной в части отсутствия дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N99 от 14.02.2015г.
2. В действиях заказчика в лице Березовского муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Зарница" признать нарушение ч.2 ст. 31 и п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Березовского муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Зарница" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 июня 2016 г. N 751-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016