Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Стройинвест", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, д.6, оф.14,15) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Якова Свердлова, 26) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N0362300149816000018), на капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Луначарского в г. Серове, Свердловской области в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 01-9313 от 21.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" его комиссией, при проведении электронного аукциона (извещение N0362300149816000018) на капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Луначарского в г. Серове, Свердловской области.
В своей жалобе заявитель обжалует положения аукционной документации в части отсутствия в проекте контракта условия об отсрочке уплаты неустоек. Также ООО "Стройинвест" оспаривает содержание п. 7.3 проекта контракта в части установления обеспечения исполнения обязательство по контракту. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что заказчиком не установлено условие об ответственности поставщиков за неисполнение условий о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
06.06.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0362300149816000018 и документация на капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Луначарского в г. Серове, Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 27 924 600 ,00 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Исчерпывающий перечень требований к содержанию контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, содержится в ст.34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Разделом 2 Информационной карты аукционной документации в п. 22 установлены размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта, а именно:
Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 5 584 920 руб. 00 коп.
Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренной ст. 176.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ст. ст. 45, 96 Федерального закона N 44-ФЗ) или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном настоящей документацией.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Участник закупки, с которым заключается контракт, обязан представить заказчику обеспечение исполнения контракта одним из способов, предусмотренных настоящим пунктом информационной карты.
Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Федерального закона N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Срок и порядок предоставления документа об обеспечении исполнения контракта: в течение пяти дней со дня получения проекта контракта (либо в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком документов, предусмотренных ч. 5 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ) участник направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона, а также подписанный усиленной электронной цифровой подписью указанного лица документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Если обеспечение исполнения контракта представляется в виде безотзывной банковской гарантии, условия банковской гарантии должны соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
Банковская гарантия должна содержать условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Срок действия банковской гарантии должен быть установлен до 31.12.2016 г.
Проект контракта содержится в составе аукционной документации в разделе 5.
Согласно п. 7.3 проекта контракта установлено, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнение обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств Генерального подрядчика по настоящему контракту, Генеральный подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту.
Комиссией Свердловского УФАС России при анализе положений аукционной документации установлено, что они не нарушает требования Закона о контрактной системе (в частности требования ст. 37, ст. 45, ст. 96 Закона о контрактной системе), а также действующего гражданского законодательства. Довод жалобы заявителя не находит своего подтверждения.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 6. ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 14 общей части аукционной документации в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 3.3.25. проекта контракта установлено, что Генеральный подрядчик обязуется привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Генеральный подрядчик должен заключить договора с субподрядчиками из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 40 % от цены настоящего контракта.
Пункт 3.3.26. проекта контракта содержит оговорку о том, что Подрядчик несет перед Заказчиком гражданско-правовую ответственность подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Таким образом, проект контракта соответствует требованиям ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе поскольку содержит все условия предусмотренные указанной нормой закона.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 1 Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016г. N190 не устанавливают обязанности заказчика включать условие об отсрочке уплаты неустоек в проект контракта. Отсутствие указания в аукционной документации данного условия не означает освобождение участника от исполнения указанных норм и не влияет на результат определения поставщика, что не может являться нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройинвест" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 июня 2016 г. N 850-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2016