Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья N7"- Адиева Ришата Маратовича (доверенность N1 от 07.07.2016г.),
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - Кондрат Елены Витальевны (доверенность б/н от 11.01.2016г.),
проведя внеплановую проверку на основании информации, поступившей от Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья N7" (далее по тексту - ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7")о нарушениях законодательства о контрактной системев действиях заказчика в лице ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7"(620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, д.2Б) (620131, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Металлургов, 42/А) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0162200011816000913) на выполнение работ поремонту мягкой кровлина предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступили сведения от ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7"(вх. N 01-10390 от 05.07.2016) о нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях заказчика в лице ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7"при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N0362100016116000031) на выполнение работ по ремонту мягкой кровли.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99, ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее.
20.06.2016 года в единой информационной системе организатором закупки размещено извещение о проведении электронного аукциона N0362100016116000031.
Начальная (максимальная) цена лота составила 1 812 794 ,00рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.07.2016г. до окончания срока подачи заявок участников (04.07.2016г. 07:00) на участие в электронном аукционе поступило 14 заявок, из которых 7 заявок было допущено до участия в торгах как соответствующие требованиям аукционной документации (заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 5, 6, 7, 11) и 7 заявок отклонены как не соответствующие требованиям аукционной документации (заявки с порядковыми номерами 4, 8, 9, 10, 12, 13, 14). При этом, как следует из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.07.2016г., заявки участников с порядковыми номерами 4, 8, 9, 10, 14 отклонены комиссией уполномоченного органа ввиду их несоответствия требованиям аукционной документации установленным в описании объекта закупки по позициям 3 и 5 пункта 5 части 2 аукционной документации (техническое задание).
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
При этом согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Требованиями, предъявляемыми к участникам закупки (п.13.1 информационной карты электронного аукциона), в частности, установлено следующее требование:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляемым поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1. ст. 31 Закона о контрактной системе):
- наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство,
(с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник размещения заказа).
Требованиями, предъявляемым ко вторым частям заявок участников на участие в аукционе (п.14.2 информационной карты электронного аукциона), среди прочего, предусмотрено, что в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе должны входить в том числе:
4) копии документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", со следующим видом работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство,
(с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник размещения заказа).
Согласно п.1 ст.49 Гражданского кодекса РФв случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с ч. 1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по ремонту мягкой кровли.
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно Перечню работы по устройству и ремонту мягкой кровли, являющиеся предметом закупки, не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, в Перечень включены работы по устройству кровель:
13. Устройство кровель
13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов
13.2. Устройство кровель из рулонных материалов
13.3. Устройство наливных кровель
Указанные виды работ по устройству кровель в соответствии с приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ, в свою очередь, определен исчерпывающий перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (объекты использования атомной энергии, метрополитены, линии электропередачи, объекты капитального строительства с высотой более чем 100 метров и т.п.)
Следовательно, выполнение работ по устройству кровель на объектах, не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными в соответствии со ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ не требует наличия у подрядчика для выполнения таких работсвидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства.
Согласно п.3.1. технического задания место выполнения работ по ремонту кровли: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Металлургов, 42 а. Доказательств того, что объект, на котором будут проводиться работы, предусмотренные предметом закупки, является особо опасным, технически сложным или уникальным ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7Комиссии Свердловского УФАС России не представлено.
Таким образом, поскольку объект капитального строительства, на котором должны проводиться работы по ремонту мягкой кровли не являетсяособо опасным, технически сложным или уникальнымтребование аукционной документации о наличии у участника аукциона свидетельствао допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией по п.33.3. (жилищно-гражданское строительство)Перечня, а также требование к составу заявки участника о наличии составе заявки такого участника копии указанного свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства установлено заказчиком в нарушение требований ч.3 ст.64, ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
При этом описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п.1.ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Из изложенного, в частности, следует, что описание объекта закупки не должно содержать противоречия и неточности в описании закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, которые могут ввести участников закупки в заблуждение, необоснованного ограничить круг потенциальных участников закупки или иным образом ущемить их права и законные на участие в электронном аукционе.
Описание объекта закупки содержится в части 2 аукционной документации (техническое задание).Пунктом 5 технического задания установлены требования к функциональным, техническим н качественным, эксплуатационным характеристикам товаров (материалов), используемых в процессе выполнения работ. В частности, по позициям 3 и 5 установлены следующие требования к товарам:
N п\п |
Наименование материалов |
Технические характеристики |
3 |
Кровельный материал (для нижнего слоя) |
Материал: Изопласт ЭПП 4 Предназначение: устройство верхнего слоя кровли |
5 |
Рулонный кровельный материал (для нижнего слоя) Унифлекс ЭКП |
Предназначение: верхний слой кровельного ковра Толщина материала: 3,8 мм Теплостойкость: +95 С Размер рулона: 10х1 м. |
В позиции 3 пункта 5 технического задания (материал "кровельный материал (для нижнего слоя)" установлен следующий показатель - предназначение: устройство верхнего слоя кровли, что прямо противоречит наименованию материала.В позиции 5 пункта 5 технического задания (рулонный кровельный материал (для нижнего слоя) Унифлекс ЭКП"установлен показатель предназначение - верхний слой кровельного ковра, что также противоречит наименованию этого товара.
Вышеуказанные требования к закупаемым материалам по позициям 3 и 5 технического задания носят противоречивый характер и являются взаимоисключающими, ввиду чего вводят участникам аукциона в заблуждение относительно материалов допустимых к использованию в работах, являющихся предметом электронного аукциона.
Таким образом, описание объекта закупки по позициям 3, 5 пункта 5 технического задания носят необъективный характер, чем нарушают требования п.1 ч.1 ст.64, п.1.ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и не позволяют надлежащим образом оформить и подать заявку на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7" выявленынарушенияч.3 ст.64, ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.5 ст.66, п.1 ч.1 ст.64, п.1.ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом N7", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 июля 2016 г. N 33-в
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016