Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Асбеста" - Неустроевой Ирины Константиновны (доверенность N06/15 от 12.01.2016г.), Семеновой Елены Александровны (доверенность N02/16 от 20.06.2016г.),
- в отсутствие представителей заявителя в лице ООО СК "Авангард-плюс" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО СК "Авангард-плюс" (454091, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Пушкина, д.66а, пом. N7) на действия заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Асбеста" (далее - МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста") (624264, Свердловская обл., г.Асбест, ул. им В.И.ЛЕНИНА, 4), при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0362300176516000014) на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул.Ленинградская (участок от ул.Мира до здания по ул.Ленинградская,7) в городе Асбесте" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО СК "Авангард-плюс" (вх. N 01-9912 от 30.06.2016) на действия заказчика в лице МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста", его комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362300176516000014) на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул.Ленинградская (участок от ул.Мира до здания по ул.Ленинградская,7) в городе Асбесте".
В своей жалобе заявитель обжалует решение комиссии заказчика в части необоснованного, по мнению заявителя жалобы, признания заявки ООО СК "Авангард-плюс" не соответствующей требованиям аукционной документации по итогам рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона. Кроме того указывает на то, что аукционная документация составлена МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" с нарушением законодательства о контрактной системе. На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной и выдать заказчику, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей заказчика и проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
10.06.2016 года в единой информационной системе МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362300176516000014 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 434 770,00 рублей.
На дату окончания срока подачи заявок (17.06.2016г.) на участие в электронном аукционе поступили 4 заявки от участников с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3 и 4, которые были допущены аукционной комиссией заказчика до участия в аукционе как соответствующие требованиям аукционной документации (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.06.2016г.).
В ходе проведения торгов, состоявшихся 23.06.2016г., наименьшее предложение о цене контракта было сделано участником закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО СК "Авангард-плюс" с ценой контракта 194651,88 руб.).
Вместе с тем, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.06.2016г., по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников аукциона заявка ООО СК "Авангард-плюс" была признана не соответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию: "на основании п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона 44-ФЗ, не предоставление документов, которые предусмотрены ч.5 ст.66 Федерального закона 44-ФЗ. На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе признать заявку не соответствующей требованиям установленным документацией об электронном аукционе. Не предоставление копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона 44-ФЗ, п.9 п.19 Части II аукционной документации: копии аттестата подтверждения компетентности испытательной лаборатории". По аналогичному основанию также отклонены заявки участников с порядковыми номерами заявок 1, 4 и 3.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 ст.66 Закона о контрактной системе установлены требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе).
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе содержатся в п.19 Информационной карты электронного аукциона (часть 2 аукционной документации). В соответствии с ними вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и информацию:
- Соответствие п.5 пп.5.1. ГОСТ 32731-2014 "Требования к проведению строительного контроля": копия аттестата аккредитации подтверждения компетентности испытательной лаборатории в проведении испытаний по смеси асфальтобетонной горячей и асфальтобетона из них (ОКП 571840), щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ (ОКП 571100), порошок минеральный (ОКП 571611), эмульсии битумные дорожные (ОКП 577515).
Вместе с тем, комиссией Свердловского УФАС России при рассмотрении заявки участника ООО СК "Авангард-плюс" было установлено, что в указанной заявке отсутствует копия аттестата аккредитации подтверждения компетентности испытательной лаборатории в проведении испытаний по смеси асфальтобетонной горячей и асфальтобетона из них (ОКП 571840), щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ (ОКП 571100), порошок минеральный (ОКП 571611), эмульсии битумные дорожные (ОКП 577515).
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Поскольку копия аттестата аккредитации подтверждения компетентности испытательной лаборатории в проведении испытаний по смеси асфальтобетонной горячей и асфальтобетона из них (ОКП 571840), щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ (ОКП 571100), порошок минеральный (ОКП 571611), эмульсии битумные дорожные (ОКП 577515), требование о наличии которой в составе второй части заявки участника установлено п.19 Информационной карты электронного аукциона, в составе второй части заявки ООО СК "Авангард-плюс" отсутствовала заявка такого участника не соответствует требованиям аукционной документации, в связи с чем, правомерно была признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации по основанию, предусмотренному п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов жалобы касающихся обжалования положений аукционной документации Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: 17.06.2016г. 12:00.
При этом жалоба ООО СК "Авангард-плюс" в части обжалования положений документации об электронном аукционе направлена заявителем в антимонопольный орган 29.06.2016г. (исх. N48/04) и поступила в Свердловское УФАС России 30.06.2016г. (вх. N01-9912), то есть после окончания установленного срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика в части содержания аукционной документации на предмет ее соответствия требованиям Закона о контрактной системе после окончания установленного срока подачи заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только в судебном порядке.
Ввиду изложенного, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов жалобы ООО СК "Авангард-плюс" касающихся обжалования положений аукционной документации по существу.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок при получении обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, его комиссии уполномочен на проведение внеплановой проверки действий (бездействия) заказчика, его комиссии на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией Свердловского УФАС России также было установлено следующее.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Из изложенного следует, что требование п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе правомерно устанавливать лишь в том случае, если действующим законодательством установлены обязательные требования к участникам, которые вправе осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг являющихся предметом такой закупки. По аналогичному основанию допустимо устанавливать требование к составу второй части заявки участника на участие в электронном аукционе в части подтверждения участником электронного аукциона своего соответствия требованию, установленному в силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 Информационной карты электронного аукциона установлены требования к участникам аукциона. В частности, аукционной документацией установлено следующее требование к участникам электронного аукциона: соответствие п.5 пп.5.1. ГОСТ 32731-2014 "Требования к проведению строительного контроля".
Кроме того п.19 Информационной карты электронного аукциона, как было установлено выше, заказчиком установлено требование о подтверждении участником электронного аукциона в составе второй части своей заявки своего соответствия требованию, установленному п.9 Информационной карты электронного аукциона о соответствии такого участника п.5 пп.5.1. ГОСТ 32731-2014 "Требования к проведению строительного контроля".
Представителями МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" было пояснено Комиссии Свердловского УФАС России, что требование п.9 Информационной карты электронного аукциона о том, что участник такого аукциона должен соответствовать п.5 пп.5.1. ГОСТ 32731-2014 "Требования к проведению строительного контроля" установлено в аукционной документации в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Предметом закупки является осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте. Техническим заданием предусмотрено, что исполнитель, осуществляющий строительный контроль, в своей деятельности руководствуется, в том числе, ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля". При этом п.5.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относится в том числе:
- наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика.
Ввиду изложенного представители заказчика полагают, что требование к участнику аукциона о его соответствии п.5 пп.5.1. ГОСТ 32731-2014 а также требование к составу заявки участников электронного аукциона о подтверждении такими участниками своего соответствия указанному требованию установлено в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Из изложенного следует, что ГОСТ, как национальный стандарт имеющий силу на территории Российской Федерации является нормативным техническим документом в области стандартизации, вместе с тем он не содержит в себе обязывающих правовых норм, ввиду чего не является нормативно-правовым документом. Следовательно, национальные стандарты не имеют самостоятельной юридической силы и требование, установленное п.1.ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, на них не распространяется.
Таким образом, поскольку ГОСТ 32731-2014 не является нормативно-правовым актом, входящим в систему законодательства Российской Федерации, установление в аукционной документации требования в порядке п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, о соответствии участника аукциона требованиям такого ГОСТа, а также требования к составу второй части заявки участника аукциона о подтверждении таким участником своего соответствия вышеуказанному требованию в части представления в составе своей заявки копии аттестата аккредитации подтверждения компетентности испытательной лаборатории в проведении испытаний по смеси асфальтобетонной горячей и асфальтобетона из них (ОКП 571840), щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ (ОКП 571100), порошок минеральный (ОКП 571611), эмульсии битумные дорожные (ОКП 577515) установлено МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" в нарушение ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе влечет административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку, как было установлено выше, ввиду непредставления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копий аттестата подтверждения компетентности испытательной лаборатории были отклонены заявки участником с порядковыми номерами 1, 2 и 4, в том числе заявка участника сделавшего в ходе торгов наименьшее ценовое предложение (участник с порядковым номером заявки 2), выявленные в действиях заказчика нарушения при составлении аукционной документации повлияли на результат определения исполнителя по рассматриваемой закупке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО СК "Авангард-плюс" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" выявлены нарушения ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии заказчика в лице МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста", его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 июля 2016 г. N 910-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016