Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
*
*
при участии представителей:
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Континенталь" (620041, г. Екатеринбург, пер. Асбестовский, 3/3- 30) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск(624330, Свердловская обл., г. Красноуральск, пл. Победы, каб. 213), его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Расширение существующих сетей, газопровод среднего и распределительный газопровод низкого давления, газоснабжение жилых домов п. Октябрьский в городском округе Красноуральск Свердловской области" (извещение N0362300324016000021), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО"Континенталь"(вх. N 01-8956от 15.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск, его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Расширение существующих сетей, газопровод среднего и распределительный газопровод низкого давления, газоснабжение жилых домов п. Октябрьский в городском округе Красноуральск Свердловской области" (извещение N0362300324016000021)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчик не правомерно устанавливает требование о наличии СРО и описание объекта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27мая 2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0362300324016000021и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 27 471 730,00 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно:соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч.3 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) установлены разделом 33 указанного Перечня, в том числе: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Согласно ст. 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно Письму ФАС России от 23.05.2011 г. N ИА/19714 лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Заказчиком в п. 12.1 "Требования к участникам закупки" аукционной документации установлено требование к участнику о его соответствии требованиям установленным в соответствии с законодательства Российской Федерации к лицам осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся субъектом закупки: наличие действующего свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуски к следующим видам работ:
19.2 Укладка газопроводов с рабочем давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно;
19.5 Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок;
19.9 Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов;
19.10 Очистка полости и испытание газопроводов
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6. Объекты газоснабжения.
Таким образом, требование о выполнении работ подрядчиком лично противоречит ч. 1 ст. 706 Гражданского Кодекса РФ, а требование о наличии у участника СРО на генподряд и на виды работ одновременно ограничивает права тех, у кого имеются свидетельство о допуске к отдельным видам работ или генподряд.
В указанной ситуации, при наличии вышеуказанных противоречий в аукционной документации должны содержаться требования к составу второй части заявки в виде наличия у участника СРО на генподряд либо свидетельство о допуске к отдельным видам работ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, а именно:требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно:описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в Приложении N 1.2. "Ведомость материалов" п. 18 Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, используемого при выполнении работ по строительству объекта, предъявляются требования к Термоусаживающая лента Терма-СТ, а именно:Лента должна соответствовать ТУ 2245-002-44271562-00 ,не должна иметь морщин, разрывов, отверстий. Представляет собой двух слойный изоляционный материал, состоящий из термосветостабилизированной радиционносшитой полиолефиновой основы с нанесенным на нее термоплавким адгезионным слоем. Лента ТЕРМА-СТ поставляется в комплекте с ТЕРМА-ЛКА (замком).ТЕРМА-ЛКА(замок) представляет собой армированный двухслойный материал, используемый для замыкания в кольцо ленты ТЕРМА-СТ. Прочность при растяжении пленки - основы - не менее15, Мпа,относительное удлинение при разрыве,5,не менее 200; усадка в продольном направлении 20-50;содержание гель - фракции пленки-основы%-40-80.
Заказчиком в Приложении N 1.2. "Ведомость материалов" п. 37 Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, используемого при выполнении работ по строительству объекта, предъявляются требования кПолимерно-битумной ленте, и именно:лента ЛИТКОР-Л(летняя) на основе мастики "ТРАНСКОР" предназначена для самостоятельной защиты от коррозии стальных подземных нефтегазопроводов. В качестве ленты-основы используется лента поливинилхлоридная без липкого слоя. ТУ 2245-003-55857963-2006.
Таким образом, заказчик в аукционной документации установил требования нарушающие положение п.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части установления товарного знака без возможности поставки эквивалента.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи,предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Континенталь" признать обоснованной.
2.В действиях заказчика в лицеМуниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск, его аукционной комиссиивыявлены нарушения п.1 ч.1 ст. 31, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе не выявлено.
3.Заказчику в лицеМуниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 июня 2016 г. N 826-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2016