Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного учреждения Новолялинского городского округа "Управление капитального строительства и городского хозяйства" -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Стройинвест", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, д.6, оф.14,15) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального автономного учреждения Новолялинского городского округа "Управление капитального строительства и городского хозяйства" (624400, Свердловская обл., г. Новая Ляля, ул. Гайдара, д. 35) при проведении закупки путем электронного аукциона на строительство объекта "Газопровод высокого и низкого давления с установкой ГРПБ-7, ГРПБ-15, ГРПБ-16, ГРПБ-17, ГРПБ-18 в г.Новая Ляля" (извещение N0862300034516000001) в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 01-8619 от 07.06.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения Новолялинского городского округа "Управление капитального строительства и городского хозяйства", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Газопровод высокого и низкого давления с установкой ГРПБ-7, ГРПБ-15, ГРПБ-16, ГРПБ-17, ГРПБ-18 в г.Новая Ляля" (извещение N0862300034516000001).
В своей жалобе заявитель обжалует положения аукционной документации в части:
- отсутствия в проекте контракта условия об антидемпинговых мерах;
- отсутствия в составе аукционной документации требования энергетической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства N1221 от 31.12.2009г.
- некорректного установления сроков начала и окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации;
- установления требования о предоставлении наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.05.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0862300034516000001 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 26 622 480 ,00 рублей.
18 мая и 23 мая 2016 г. размещены документ Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 18.05.2016 и 23.05.2016 NИИ1 и NИИ2 соответственно.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Исчерпывающий перечень требований к содержанию контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, содержится в ст.34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Проект контракта содержится в составе аукционной документации (Приложение N2).
Пунктом 7.1.1 проекта контракта предусмотрено, что "в целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту, Поставщик предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию, либо передает Заказчику в залог денежные средства в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 30% начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 7986744 (Семь миллионов девятьсот восемьдесят шесть тысяч семьсот сорок четыре) рубля 00 копеек. Срок обеспечения должен превышать срок действия исполненных обязательств по настоящему договору не менее чем на 1 месяц".
Из текста указанных пунктов ст. 38 Закона о контрактной системе следует, что условия об антидемпинговых мерах урегулированы законом, относятся к процедуре заключения договора, а не являются его существенным условием, а, следовательно, у заказчика нет обязательного требования о включении в проект контракта данного условия.
Комиссией Свердловского УФАС России при анализе пункта 7.1.1 проекта контракта и требований аукционной документации установлено, что они не нарушает требования Закона о контрактной системе (в частности требования ст. 37 Закона о контрактной системе), а также действующего гражданского законодательства. Довод жалобы заявителя об отсутствии антидемпинговых мер в проекте контракта не находит своего подтверждения.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями) Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов. Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности. В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Пунктом 1.2 Части 1 "Общие положения" установлено требование к энергосбережению и энергоэффективности применяемых материалов, а именно: "В процессе строительства наружного газопровода обеспечить энергетическую эффективность в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 13.07.2015 г. (редакция, действующая с 01.01.2016 г.) за счет герметичности (отсутствия утечек газа), вследствие чего по окончании строительства будет обеспечена безопасность и энергетическая эффективность транспортирования природного газа".
Довод заявителя об отсутствии требования об энергетической эффективности в составе аукционной документации не находит своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с чч.3-4 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 15 части 1 аукционной документации предусмотрен порядок предоставления участникам разъяснений положений документации, а именно: разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются участникам электронного аукциона в период с 19 мая 2016 года по 26 мая 2016 года. Однако, в аукционной документации указаны сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, так как согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе запрос о разъяснении положений аукционной документации должен поступать заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно извещения о проведении аукциона в электронной форме дата и время подачи заявок - 08.06.2016г. 08:00, следовательно разъяснения положений документации об электронном аукционе должны предоставляться участникам электронного аукциона по 05 июня 2016 года.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п. 3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п. 8 части 1 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения: согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Требование п. 8 части 1 аукционной документации в части необходимости указания в составе первой части заявки участника наименования места происхождения товара или наименования производителя товара установлено заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст.64 и п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, поскольку действующим законодательством при подаче первой части заявки участника аукциона предусмотрено указание наименования страны происхождения товара и не предусмотрено указания наименования места происхождения товара или наименование производителя товара.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Единые требования к участникам электронного аукциона установлены в п.10 раздела 1 аукционной документации. При этом в нарушение ч.3 ст.64, п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено обязательного требования к участникам аукциона о том, что они не являются офшорными компаниями.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет административную ответственность по ч. 4 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройинвест" признать обоснованной в части установления сроков разъяснений положений аукционной документации, требования к составу первой части заявки участника электронного аукциона с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного учреждения Новолялинского городского округа "Управление капитального строительства и городского хозяйства" выявлены нарушения ч.4 ст.65, п. 2 ч. 1 ст. 64, п.3 ч. 3 ст. 66, ч. 3 ст. 64, п. 10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения Новолялинского городского округа "Управление капитального строительства и городского хозяйства" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 , ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 июня 2016 г. N 780-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2016