Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Председатель Комиссии: |
- Н.А. Акжитова |
- руководительСмоленского УФАС России; |
Члены Комиссии:
|
- А.А. Демин |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- Н. А. Шурыгина |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от муниципального заказчика:Беляева В. Н. - представителя Администрации муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области по доверенности от 04.05.2016;
представители ООО "НОРТОН-СТРОЙ" не явились;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от21.03.2016 N 26) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "НОРТОН-СТРОЙ" на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги Власово-Медведево в Темкинском районе Смоленской области (извещение N 0163300003316000004)
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "НОРТОН-СТРОЙ"(далее также - Заявитель, Общество), следует, следующее:
1)в нарушение Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики;
2) в п. 22 Технического задания установлены показатели дорожных знаков - 8.1.1, 8.1.3-8.12, 8.14-8.21.3, не позволяющие определить потребности заказчика;
3) в п. 23 Информационной карты заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, при этом заказчиком не учтена возможность применения антидемпинговых мер при проведении аукциона.
На основании изложенного в жалобе заявитель просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при проведении аукциона.
Представительзаказчикас доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по сути жалобы, в которых просил признать жалобу Общества необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "НОРТОН-СТРОЙ" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги Власово-Медведево в Темкинском районе Смоленской области и документация об электронном аукционе размещены 13.04.2016 в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 70 302 965 руб. 64 коп.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в п. 26 Информационной карты аукционной документации установлено требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В п. 16 Информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) данного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 данного закона.
Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 может подтверждаться сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физическоголица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом нормами Закона о контрактной системе предусмотрено направление указанных документов оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Аналогичная позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016.
С учетом изложенного, требование о предоставлении участниками закупки вышеуказанной декларации в составе заявки на участие в аукционе является излишним, установлено не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а следовательно, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя в данной части являются обоснованными.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать,в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33данного закона.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); при составлении описания объекта закупки использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 22 "Знаки дорожные" Технического задания определено следующее: знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой дополнительной информации, размером не более 350х700 мм 8.1.1, 8.1.3-8.12, 8.14-8.21.3; знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой приоритет, размером не более 900х900 мм тип 2.3, 2.2, 3.3, 2.4.
Из письменных пояснений заказчика следует, что типы дорожных знаков были установлены исходя из проектно-сметной документации, а именно локальной сметы 07-01.
При этом, как установлено Комиссией,ведомостью дорожных знаков (Том 3 проектной документации) предусмотрена установка 12 дорожных знаков, номера знаков по ГОСТ Р 52289-2004 -2.3.2 (3 шт.), 2.3.3 (2 шт), 2.4 (4 шт), 8.1.1 (3 шт), аналогичное количество дорожных знаков заложено в локальном сметном расчете 07-01.
Необходимость использования иных типов знаков в процессе выполнения работ, указанных п. 22 Технического задания, заказчиком не обоснована. При таких обстоятельствах, такое описание объекта закупки, в части указания на типы дорожных знаков, использование которых не предусмотрено проектно-сметной документацией, носит необъективный характер, установлено в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя, таким образом, в данной части также являются обоснованными.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37данного закона.
В п. 23 Информационной карты аукционной документации в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе установлены требования к обеспечению исполнения контракта, в том числе в его размеру - 30 % начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, обязанности устанавливать в документации размер обеспечения исполнения контракта на случай снижения участником закупки, с которым заключается контракт,предложеннойим цены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, на заказчика Законом о контрактной системе не возложена.
В тоже время, обязанность предоставления увеличенного размера обеспечения исполнения контрактав случае такого снижения цены контракта возложена на участника закупки законом.С учетом изложенного, доводы заявителя в данной части признаны Комиссией необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 21 Технического задания аукционной документации заказчиком установлены значения показателей в отношении столбиков сигнальных. 10.06.2016 в ответ на поступивший запрос о разъяснении положений аукционной документации в отношении показателей сигнальных столбиков заказчиком опубликовано разъяснение положений аукционной документации, согласно которым такие параметры как "Сигнальный столбик должен быть стойким в течение 72 ч и более к статическому воздействию:
- воды при температуре (255)°С и топлива после испытаний,
- 3%-ного водного и насыщенного водного растворов хлорида натрия (NaCI) при температуре (02)°С, 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (202)°С" следует читать в следующей редакции: "Сигнальный столбик должен быть стойким в течение 72 ч и более к статическому воздействию:
- воды при температуре (25_5)°С и топлива после испытаний,
- 3%-ного водного и насыщенного водного растворов хлорида натрия (NaCI) при температуре (0_2)°С, 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (20_2)°С".
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Вместе с тем, заказчик, изменив значения показателей требуемого к использованию при выполнению работ товара, соответствующие изменения в аукционную документацию в установленном ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе порядке не внес. Следовательно, Комиссия полагает, что указанные разъяснения даны заказчиком с нарушением ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В п. 14 Технического задания аукционной документации заказчиком установлены показатели в отношении нетканного материала "Дронит". Исходя из пояснений муниципального заказчика, в указании наименования материала была допущена техническая ошибка, имелся ввидунетканный материал "Дорнит". Аналогично опечатка допущена в позиции 9 Технического задания (указано диметр условного прохода, вместо диаметр). В п. 8 Технического задания заказчиком не указаны единицы измерения показателя "временное сопротивление по разрыву горячекатанной стали арматурной".
В п. 16 Технического задания аукционной документации в отношении требуемой при выполнении работ хризотилцементной трубы безнапорной заказчиком установлено- "допускаемое отклонение от прямолинейности, 2 мм,не должно превышать 20 мм".
Вместе с тем, в ГОСТе 31416-2009. "Межгосударственный стандарт. Трубы и муфты хризотилцементные. Технические условия" установлено, что допускаемое отклонение от прямолинейности, мм, не должно превышать для безнапорных труб длиной 5000 мм - 20.
Указание заказчиком в п. 16 Технического задания помимо значения показателя, предусмотренного государственным стандартом, конкретного значения данного показателя (2 мм) не позволяет в совокупности определить требуемое заказчику значение, создает неопределенность при подготовке участниками заявок на участие в аукционе. В тоже время заказчиком в документации, а также в пояснениях не обоснована необходимость использования двух значений показателей допускаемого отклонения от прямолинейности трубы, следовательно, такое указание является некорректным, носит необъективных характер, не соответствует требованиям п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 20.06.2016 на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок с номерами 8,9,10,11,12. Участники с номерами 10,11 допущены к участию в аукционе, остальным отказано в допуске к участию в нем.
В частности, участнику с номером 9 отказано на основании п. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе - первая часть заявки не соответствует требованиям, установленным в п. 5.1 документации об электронном аукционе, согласно которому материалы должны соответствовать действующим ГОСТам, в том числе и ГОСТу "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия". В п. 17 первой части заявки "Асфальто-бетонная смесь пористая" указано "Асфальто-бетонная смесь пористая марки II марка по морозостойкости F50" что не соответствует требованиям вышеуказанного ГОСТа, согласно которым для Асфальто-бетонной смеси пористой марки II, марка по морозостойкости составляет F 15 (таблица 10). В техническом задании были установлены следующие требования к применяемым материалам: подрядчик обязан обеспечить качественное выполнение строительных работ, а также применяемых материалов в соответствии с действующими СНиП,ГОСТ: ТУ, техникой безопасности, противопожарными, санитарно-гигиеническими и экологическими нормами и правилами, соблюдая: ГОСТР 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52290-2004 "Знаки дорожные", типоразмеров I, II ГОСТ Р 50970-2011 "Столбики сигнальные дорожные", тип С1, С2 либо С3, участником в первой части заявки не были указаны типоразмеры дорожных знаков и типы сигнальных столбиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66данного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 данного закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 данного закона, требованиям документации о таком аукционе.
В п. 17 Технического задания в отношении требуемой асфальто-бетонной смеси пористой в числе прочих показателей указано: "марка по морозостойкости не ниже F15 марки I либо II".
Участник с номером 9 в первой части заявки в отношении предлагаемой асфальто-бетонной смеси пористой марки II указал марку по морозостойкости F50, что соответствует значениям, установленным в аукционной документации и положениям ГОСТ 9128-2013. "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", согласно которому для указанной марки смеси пористой марка по морозостойкости должна быть не ниже F15 (таблица 10).
В п. 12 Технического задания "Требования к организации работ и применяемым материалам" определено, что подрядчик обязан обеспечить качественное выполнение строительных работ, а также применяемых материалов в соответствии с действующими СНиП, ГОСТ: ТУ, техникой безопасности, противопожарными, санитарно-гигиеническими и экологическими нормами и правилами, соблюдая: СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы", ГОСТР 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52290-2004 "Знаки дорожные", типоразмеров I, II; ГОСТ Р 50970-2011 "Столбики сигнальные дорожные", тип С1, С2 либо С3.
Таким образом, в данном пункте технического задания установлена обязанность обеспечения выполнения работ, а также применяемых материалов в соответствии с действующими СНиП, ГОСТ, ТУ, техникой безопасности, иными установленными нормами и правилами, при этом значения показателей требуемых к использованию при выполнении работ товаров (материалов) определены заказчиком в разделе "Требования к применяемым материалам".
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в вышеуказанном разделе участником с номером 9 были предоставлены в первой части заявки.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что участнику с порядковым номером 9 было неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 20.06.2016, в нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Участнику с порядковым номером 8 правомерно отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку участником по позиции "Песок" (п. 13) не предоставлен показатель "содержание зерен крупностью в процентах по массе менее 0,16 мм".
Участник с номером 12 в первой части заявки указал "Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой дополнительной информации, размером 300х600 мм 8.1.1; знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой приоритет, размером 700х700 мм Тип 2.4", следовательно, не предоставил в заявке показатели в отношении иных типов знаков, указание на которые содержалось в п. 22 Технического задания.
Учитывая, что в п. 22 Технического задания описание объекта закупки в части указания типов требуемых дорожных знаков, не предусмотреных проектно-сметной документацией, было составлено заказчиком с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, данное обстоятельство повлекло за собой формальное отклонение заявки участника с номером 12 в связи с несоответствием заявки требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "НОРТОН-СТРОЙ" на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги Власово-Медведево в Темкинском районе Смоленской области (извещение N 0163300003316000004) обоснованной в части доводов 1, 2.
2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65, п. 11 ч. 1 ст. 64, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГОЛОС" по делу N161/16-ГЗ/Ж.
Председатель Комиссии: |
|
Н.А. Акжитова |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Демин |
|
|
Н.А. Шурыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 22 июня 2016 г. N 155
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016