Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
ведущего специалиста-эксперта отдела Бас В.А.,
специалиста-эксперта Ершовой А.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Визирь" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) Поздосеева О.С. по доверенности;
от заказчика: ГБУЗ ТО "Областная больница N14 им. В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) (далее также - заказчик) на рассмотрении представитель не присутствовал, заказчик уведомлен надлежащим образом,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) Золотарева И.А. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Визирь" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-2366/16 на поставку лекарственных препаратов для лечения нервной системы (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003416002734),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 07.06.2016г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, его комиссии при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 09.06.2016 г. N 202 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, комиссии при проведении электронного аукциона.
Как указывает в своей жалобе заявитель, комиссия неправомерно отклонила вторую часть его заявки на основании отсутствия документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата (сертификат о происхождении товара), поскольку данный аукцион проводился на закупку лекарственных средств с двумя разными МНН, т.к. при закупке в одном аукционе лекарственных средств с разными МНН не применяется Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 15.06.2016г. N 0575), согласно которым на участие в данном аукционе было подано 3 заявки, при этом заявка ООО "Визирь" была отклонена комиссией по п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в первой части заявки участником закупки предложен препарат с МНН "Этилметилгидроксипиридина сукцинат" с торговым наименованием (ТН) "Нейрокс", в составе второй части заявки отсутствует документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата (сертификат о стране происхождения).
Согласно п.1 Постановления N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень ЖНВЛП, для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении одного МНН, являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, в том числе о поставке двух и более препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке и которые одновременно содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства-члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц. Ограничение, установленное Постановлением N1289, применяется только при наличии всех условий, установленных п.1 Постановления N1289 в совокупности. Подтверждением страны происхождения является сертификат СТ-1. При рассмотрении заявок уполномоченный орган установил, что ООО "Визирь" предложило к поставке лекарственные препараты российского производства с торговыми наименованиями "Пирацетам" и "Нейрокс", при этом сертификаты СТ-1 на данные лекарственные препараты не были приложены в составе второй части заявки ООО "Визирь". На основании изложенного комиссия уполномоченного органа признала вторую часть заявки ООО "Визирь" не соответствующей требованиям документации об аукционе, а также требованиям законодательства. Уполномоченный орган также в возражениях указывает, что Постановление N1289 содержит принцип действия установленных в нем ограничений в отношении одного лекарственного препарата, который имеет одно зарегистрированное МНН, который является предметом одного контракта (одного лота), но при этом из данного постановления не следует, что в объект закупки не могут быть включены иные лекарственные препараты из перечня ЖВНЛП, каждый из которых имеет одно зарегистрированное МНН. Кроме того, по мнению уполномоченного органа, поскольку в документации было установлено требование о применении Постановления N1289, все участники должны были формировать свои заявки с учетом изложенного требования и не могли его игнорировать, а в соей жалобе по сути ООО "Визирь" обжалует положения документации об аукционе, которые можно было обжаловать только до окончания срока подачи заявок. На основании изложенного, уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
1. Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для лечения нервной системы в интересах Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N14 имени В.Н. Шанаурина" с начальной (максимальной) ценой контракта 98 885,00 рублей.
Предметом закупки является поставка лекарственных препаратов для лечения нервной системы, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: пункт 1 в описании объекта закупки - МНН "Пирацетам" и пункт 2 в описании объекта закупки - МНН "Этилметилгидроксипиридина сукцинат".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416002734.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. При этом требования к содержанию второй части заявки установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки на участие в аукционе должны быть приложены документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений, закрепленных в статье 14 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.11.2015 N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289). При этом, согласно пункту 1 Постановления N1289 установлено "что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке_".
Таким образом, исходя из формулировки пункта 1 Постановления N1289, следует вывод, что указанный документ применяется исключительно в случаях осуществления закупки с указанием одного международного непатентованного наименования или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта, и не применяется при осуществлении закупки, когда предметом одного контракта являются лекарственные препараты с несколькими различными международными непатентованными наименованиями.
Согласно пунктам 3.1 и документации об аукционе функциональные, технические и качественные характеристики, из которых состоит описание объекта закупки, содержатся в приложении N1 к документации об аукционе (Описание объекта закупки). При этом, в связи с тем, что объектом закупки являются лекарственные средства, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно пункту 3.1.7. документации об аукционе, в Описании объекта закупки (Приложение N1) указаны их международные непатентованные наименования: пункт 1 - МНН "Пирацетам" и пункт 2 - МНН "Этилметилгидроксипиридина сукцинат". Следовательно, рассматриваемая закупка осуществляется на поставку лекарственных средств с двумя различными международными непатентованными наименованиями, что делает недопустимым применение положений Постановления N1289 к данной закупке.
Данный вывод также подтверждается Письмом Федеральной антимонопольной службы от 19.02.2016г. NИА/10439/16, в соответствии с которым действе Постановления N1289 не распространяется на случаи закупки лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими группировочными наименованиями.
Таким образом, в документации об аукционе в Описании объекта закупки заказчиком, уполномоченным органом неправомерно, в нарушение требований статей 14, 64, 66 Закона о контрактной системе установлено применение Постановления N1289 в отношении лекарственных средств, являющихся предметом настоящей закупки.
2. Согласно требованиям статьи 3.2.3. документации об аукционе определено, что должно содержаться во второй части заявки на участие в аукционе.
Так, согласно пункту 7 статьи 3.2.3. документации об аукционе, в случае закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289, участники закупки подтверждают страну происхождения медицинских изделий.
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат происхождения товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.
Учитывая, что предметом закупки по данному электронному аукциону является поставка лекарственных препаратов с двумя различными международными непатентованными наименованиями (МНН "Пирацетам" и МНН "Этилметилгидроксипиридина сукцинат"), в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, являющихся предметом настоящей закупки, не устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289.
Таким образом, от участников закупки не требуется приложения в составе второй части заявок на участие в данном аукционе документа, подтверждающего страну происхождения товара.
Таким образом, аукционная комиссия протоколом подведения итогов электронного аукциона NАЭ-2366/16 (0167200003416002734) на поставку лекарственных препаратов для лечения нервной системы от 30 мая 2016 года неправомерно, в нарушение статьи 69 Закона о контрактной системе, признала вторую часть заявки на участие в данном аукционе ООО "Визирь" не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, положениям документации об аукционе на основании отсутствия документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата (сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Визирь" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-2366/16 на поставку лекарственных препаратов для лечения нервной системы (реестровый номер закупки 0167200003416002734) обоснованной.
2. Признать Управление государственных закупок Тюменской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N14 имени В.Н. Шанаурина" при проведении электронного аукциона N АЭ-2366/16 на поставку лекарственных препаратов для лечения нервной системы (реестровый номер закупки 0167200003416002734) нарушившими статьи 14, 64, 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию Управления государственных закупок Тюменской области, Управление государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-2366/16 на поставку лекарственных препаратов для лечения нервной системы (реестровый номер закупки 0167200003416002734) нарушившими статью 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Управлению государственных закупок Тюменской области, аукционной комиссии, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Областная больница N14 имени В.Н. Шанаурина" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений статей 14, 64, 66, 69 Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки, внесения изменений в документацию об аукционе в части исключения требований о применении положений Постановления N1289, продления срока подачи заявок и проведения всех процедур закупки в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии В.А. Бас
А.В. Ершова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2016 г. N 169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016