Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела контроля закупок Тюменского УФАС России Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
ведущего специалиста-эксперта Бас В.А.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - Общество, заявитель) представитель не явился, заявитель уведомлен надлежащим образом,
от заказчика: Администрация Голышмановского муниципального района (далее также - заказчик) представитель не явился, заказчик уведомлен надлежащим образом,
от уполномоченного органа: Отдел экономики и прогнозирования Администрация Голышмановского муниципального района (далее также- уполномоченный орган) Швецов О.П. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрация Голышмановского муниципального района при проведении электронного аукциона N40/06/16-АЭФ капитальный ремонт газовой котельной "Центральная" р.п.Голышманово, ул.Садовая, 80Б (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N0167300000216000042),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 20.06.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 21.06.2016 г. N229 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1.Срок выполнения работ, согласно п.4.1 проекта контракта, заканчивается 15.09.2016г., но при этом срок действия контракта оканчивается только 31.12.2016. Несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно.
2.При расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых, применяются положения постановления N1063, то есть вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применяется ключевая ставка Банка России. Таким образом, указанное Заказчиком условие о пене в случае просрочки установлено некорректно и с нарушением действующего законодательства.
3.Заказчик должен был установить требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ (в отношении товаров:котлы), однако в документации данное требование отсутствует. Таким образом, Заказчиком нарушена ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4.Запрет в отношении Турецкой Республики в извещении о проведении электронного аукциона не отражен, следовательно, нарушен п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Положениями Закона о контрактной системе не установлено, каких либо императивных норм, определяющих срок действия контракта или предельный срок действия контракта. Следовательно, сроки действия контракта могут определяться заказчиком самостоятельно, как стороной договора, определяющей условия контракта. В проекте муниципального контракта в п.8.18 при расчете пени и штрафа применяется Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. N1340 "О применении с 1 января 2016г. ключевой ставки Банка России". Согласно технического задания документация содержит требования, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов в отношении "товара котлы". Пункты 1,2 технического задания. Вопреки ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, заявитель не предоставил аргументов, обоснований и доказательств того, что в аукционной документации не соблюдается требований энергетической эффективности, ограничившись лишь декларативным заилением об этом. Установленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 запрет обозначен в п.5.1. (информационная карта).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Отдел экономики и прогнозирования Администрация Голышмановского муниципального района выступил организатором проведения электронного аукциона N40/06/16-АЭФ капитальный ремонт газовой котельной "Центральная" р.п.Голышманово, ул.Садовая, 80Б (реестровый номер закупки 0167300000216000042) в интересах Администрации Голышмановского муниципального района, с начальной (максимальной) ценой контракта 15 144 800 руб. 00 копеек.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N0167300000216000042.
1.Как было указано выше, заявитель считает, что срок выполнения работ, согласно п.4.1 проекта контракта, заканчивается 15.09.2016г., но при этом срок действия контракта оканчивается только 31.12.2016. Несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, документация должна содержать сведения, предусмотренные в статье 42 Закона о контрактной системе. В свою очередь, в пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении закупки должно содержать, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг. При этом, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, правом заказчика является указание в документации таких характеристик, условий и требований к товарам, работам, услугам, которые имеют значение для заказчика и будут соответствовать его потребностям. Указанное обстоятельство относится и к сроку действия контракта.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 1.4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом (ст. 422 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, положениями указанной статьи установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом положениями статьи 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе не установлено каких либо императивных норм для заказчика, определяющих срок действия контракта или предельный срок его действия. Следовательно, сроки действия контракта могут определяться заказчиком самостоятельно, как стороной договора, определяющей условия контракта, в рамках своих потребностей.
Следует также отметить, что установление сроков действия контракта сверх установленных сроков выполнения работ направлено на защиту заказчиков от действий недобросовестных участников закупки и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у неё намерения исполнить муниципальный контракт.
2. Кроме того из жалобы следует, что при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых, применяются положения постановления N1063, то есть вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применяется ключевая ставка Банка России. Таким образом, указанное Заказчиком условие о пене в случае просрочки установлено некорректно и с нарушением действующего законодательства.
Исследовав проект муниципального контакта капитальный ремонт газовой котельной "Центральная" р.п.Голышманово, ул.Садовая, 80Б Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее, в п.8.18 указанного проекта контракта указано, что при расчете пени и штрафа применяются Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015г. N1340 "О применении с 1 января 2016г. ключевой ставки Банка России".
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Относительно довода заявителя, о том что Заказчиком нарушена ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что требование энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ (в отношении товаров:котлы) в документации не установлено, Комиссия Тюменского УФАС России считает следующее.
В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства от 31.12.2009 г. N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 настоящих Правил;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Кроме того, в ст.11 ФЗ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Согласно Приложению Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1221 определен перечень товаров, в отношении которых должно устанавливаться требование об энергетической эффективности.
Согласно локальному сметному расчету и техническому заданию товары, используемые при строительстве входят в печень товаров, в отношении которых должно устанавливаться требование об энергетической эффективности, в том числе котлы газовые.
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1221, в устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:
а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);
б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);
в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;
г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.
Согласно п.3.1. Описание объекта закупки (предмета) характеристики товара установлены согласно локально-сметного расчета и технического задания.
Так, в п.1,2 Технического задания установлены следующие требования, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов:
1. Котел газовый "Витязь" КВа-2,0 или эквивалент, производительность не менее 2,0 МВт/час., КПД - не менее 91%: присоединительные размеры фланцев: по вод.контуру не менее 100 мм, по уходящим газам - не менее 400 мм. Высота не более -2300 мм., ширина не более - 1140 мм, длина без горелки не более - 4000 мм.
2. Котел газовый "Витязь" КВа-3,0 или эквивалентный, Производительность не менее 3,0 МВт/час., КПД - не менее 91%: присоединительные размеры фланцев: по вод.контуру не менее 120 мм, по уходящим газам - не менее 400 мм. Высота не более -2500 мм., ширина не более - 1200 мм, длина без горелки не более - 4200 мм.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, Заявитель не предоставил аргументов, обоснований и доказательств того, что в аукционной документации не соблюдается требование энергетической эффективности.
Таким образом, данный довод заявителя жалобы не нашел своего подтверждения.
4. Относительно довода заявителя, о том, заказчиком нарушен п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия Тюменского УФАС России исследовав извещение о проведении электронного аукциона N40/06/16-АЭФ, документацию электронного аукциона установила, что требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики установлено в разделе 5 п.5.1 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об электронном аукционе.
Таким образом, аукционная документация не содержат нарушений Закона о контрактной системе, вследствие чего доводы ООО "Стройинвест" являются необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрации Голышмановского муниципального района при проведении электронного аукциона N40/06/16-АЭФ капитальный ремонт газовой котельной "Центральная" р.п.Голышманово, ул.Садовая, 80Б (реестровый номер закупки 0167300000216000042), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Д.Верзун
Члены Комиссии В.А.Бас
Н.В.Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24 июня 2016 г. N 189
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016