Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
специалиста-эксперта отдела - Чикунова Р.А.,
специалиста-эксперта Ершовой А.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Плазма-ФТК" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) представитель не присутствовал, уведомлен надлежащим образом;
от заказчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также - ФГБУ "ФЦН", заказчик) на рассмотрении присутствовал Волков С.В. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Плазма-ФТК" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (заказчик) при проведении электронного аукциона N 0367100000816000144 на поставку фибринового клея с принадлежностями,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 01.06.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 06.06.2016 г. N 190 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Как указывает в своей жалобе заявитель в извещении и документации об аукционе расходится наименование объекта закупки и его описание. Из описания невозможно понять, что является раствором, сколько флаконов входит в набор, что является готовым препаратом, где получается и в чем хранится готовый препарат, что входит в упаковку. Не понятны температурные условия поставки и хранения препарата, неверно определен код ОКПД, срок подачи заявок указан разный в извещении и документации, нет требований к пневматической трубке, предмет договора расходится с извещением, необоснованно объединены лицензируемый и нелицензируемый виды деятельности.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласен с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо б/н), согласно которым объект закупки представляет собой набор растворов для приготовления двухкомпонентного раствора фибриногена и тромбина, который ввиду особенностей клинического применения должен использоваться совместно со специальным устройством доставки (медицинским изделием). Таким образом, данные товары - лекарственный препарат (фибриноген и тромбин) и изделие медицинского назначения (система для нанесения хирургического клея) - технологически и функционально взаимосвязаны. Раздел 4 документации об аукционе состоит из двух позиций: набор растворов для приготовления хирургического клея 5 мл тромбина, 5 мл фибриногена; система для нанесения хирургического клея: аппликаторное устройство, приемники для флаконов, трубка пневматическая. Заказчик, применив метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), согласно ст.22 Закона о контрактной системе изучил рынок цен: начальная максимальная цена контракта сформирована по минимальному коммерческому предложению согласно ст.34 Бюджетного кодекса по принципу эффективности использования средств бюджета. На сегодняшний момент товар с такими характеристиками зарегистрирован на территории РФ как лекарственный препарат для медицинского применения со сроком действия - бессрочно. Аналогов у данного лекарственного средства, согласно государственного реестра лекарственных средств, нет. Соответственно, ограничений в выборе аналогичных лекарственных средств, согласно Закона о защите конкуренции также нет. В связи с отменой ОКПД (ОК 034-2007) и вводом в действие нового ОКПД 2 такое наименование как "клеи синтетические стерильные" или "фибриновый клей" отсутствуют. В связи с этим заказчик при отсутствии точного наименования объекта закупки в классификаторе должен выбрать наиболее подходящий код с учетом группы и подгруппы. Таким образом, указанный код ОКПД 2 20.59.52.194 "Реактивы химические общелабораторного назначения" наиболее близко по своему химическому составу и клиническому применению относится к группе 20.59 Продукты химические прочие, не включенные в другие группировки. В связи с тем, что данный товар является лекарственным препаратом для медицинского применения, заказчик установил требование о предоставлении копий регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения, лекарственные препараты, медицинское оборудование. Кроме того, согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик установил требование к документам, подтверждающим соответствие участников требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно, о наличии одной из действующих лицензий: - на осуществление фармацевтической деятельности; - для организаций-производителей на производство лекарственных средств. Относительно ограничения количества участников закупки, способных предложить продукцию, соответствующую требованиям технического задания, заказчик сообщает, что при подготовке обоснования НМЦК были получены три коммерческих предложения на указанный лекарственный препарат для медицинского применения, соответствующие указанным параметрам. По мнению заказчика, позиция заявителя строится на неправильном толковании норм Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции и направлена на удовлетворение своих коммерческих интересов. Исходя из изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "ФЦН" является заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку фибринового клея с начальной (максимальной) ценой контракта 2 161 280,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000816000144.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования и характеристики, которые, по его мнению, являются значимыми и существенными для определения соответствия товара его потребностям. Полностью правом и прерогативой заказчика является установление важных для него требований и характеристик к закупаемым товарам, формирование своих потребностей в том или ином товаре. Следовательно, участник закупки при подаче своей заявки на участие в электронном аукционе, при формировании своего ценового предложения должен руководствоваться исключительно требованиями к товару, работам, услугам, установленными заказчиком в документации об аукционе, исходить именно из установленных в документации параметров и значений, которые и являются в данном случае показателями соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика.
Комиссия Тюменского УФАС России не может согласиться с доводом жалобы заявителя о разночтениях при описании объекта закупки в извещении и в документации и введения в заблуждение потенциальных участников закупки об аукционе в связи со следующим.
Согласно разделу 3 извещения о проведении данного электронного аукциона объектом закупки (предметом контракта) является поставка фибринового клея с принадлежностями, при этом функциональные, технические и качественные характеристики установлены в разделе 5 документации об аукционе (описание объекта закупки). Раздел 5 документации об аукционе представляет собой таблицу с указанным наименованием объекта закупки, а именно в чем конкретно по позициям состоит объект закупки: набор растворов для приготовления фибринового клея и сама система для его нанесения: 1) "Растворов набор для приготовления хирургического клея" и 2) "Система для нанесения хирургического клея: аппликаторное устройство, приемники для флаконов (2 шт.), трубка пневматическая". Таким образом, в документации более подробно раскрывается сущность объекта закупки, указанного в извещении. При этом во втором столбце указанной таблицы заказчиком достаточно ясно обозначены все, интересующие его, функциональные, технические и качественные характеристики каждой из составных частей, из которых состоит объект закупки, т.е. те параметры и свойства, которые определяют соответствие предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика. Подобное описание объекта закупки не противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, заявитель не указывает, каким образом такое указание на объект закупки нарушает его права и законные интересы.
Как указывает в своей жалобе заявитель, ему невозможно понять, что является раствором, сколько флаконов входит в набор, что является готовым препаратом, где получается и в чем хранится готовый препарат, что входит в упаковку, какие требования к температурному режиму, что означает требование к температуре "не выше -18С" для минусовой температуры это "не менее" или "не более" и требуется ли поддержание температуры во время транспортировки препарата. Комиссия Тюменского УФАС России по указанному доводу жалобы приходит к следующему выводу.
Заказчиком в описании объекта закупки указано, что клей является двухкомпонентным, таким образом, достаточно ясно, что флаконов в составе набора должно быть два. К тому же заказчик указывает в требованиях к товару, что готовый раствор образуется из 5 мл фибриногена и 5 мл тромбина. В процессе рассмотрения жалобы заказчиком был продемонстрирован требующийся ему набор для приготовления клея и специальная система для его нанесения, состоящая из двух объединенных шприцов объемом 5 мл каждый. Кроме того в ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что указанный клей применяется в учреждении при операциях на головном мозге, в том числе, при лечении кровоизлияний и в зависимости от состояния больного и показаний на поврежденную поверхность наносится определенное количество того или другого компонента клея или оба его компонента.
Относительно температурного режима необходимо отметить следующее. Согласно инструкции по применению данного препарата срок хранения препарата составляет 2 года при температуре не выше минус 18С. Достаточно понятно, что температурой не выше минус 18
С является температура минус 19
С и ниже по шкале. Также согласно инструкции после размораживания закрытые флаконы хранить при температуре от 2 до 8
С в защищенном от света месте не более 30 дней. При этом, как только растворы переносят в специальное устройство для нанесения клея, они должны быть использованы немедленно. Таким образом, при поставке препарата также следует поддерживать определенный температурный режим с целью сохранения препарата. Кроме того, данное требование закреплено заказчиком в проекте контракта. Так в пункте 3.3. проекта государственного контракта закреплено, что упаковка должна обеспечивать сохранность товара при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах к конечному месту эксплуатации. В случае повреждения товара вследствие ненадлежащей упаковки Заказчик имеет право отказаться от приемки товара_, также согласно пункту 6.2.2. поставщик обязан поставить товар Заказчику в соответствии с условиями настоящего договора, в упаковке и таре, обеспечивающей сохранность товара от порчи или уничтожения. Следовательно, обязательным является соблюдение температурного режима при поставке данного товара.
Относительно довода жалобы заявителя об указании неверного кода ОКПД2 заказчиком при закупке товара, следует отметить, что при размещении сведений в Единой информационной системе необходимо указывать код ОКПД2 с точностью до 9 цифр, иначе система не дает возможности опубликовать информацию о закупке. Ранее заказчиком по ОКВЭД указывался код 24.42.24.156 Клеи синтетические стерильные, в настоящее время в действующем классификаторе отсутствуют подобные наименования. По мнению заказчика, код ОКПД2 20.59.52.194 "Реактивы химические общелабораторного назначения" наиболее близко по химическому составу и клиническому применению соответствует закупаемому товару. В связи с чем данный код и был указан при закупке товара. При этом, заявитель в своей жалобе не поясняет, каким образом указание какого-либо кода товара влияет на возможность его участия в данной закупке.
По вопросу разницы во времени проведения аукциона следует отметить, что в документации и в извещении в пункте 15 указано: "Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе: с 26.05.2016г. до 02.06.2016г. 10 час.00мин.(время московское)". Заказчик специально указывает данное уточнение относительно московского времени, поскольку при формировании извещения на сайте автоматически система указывает местное время заказчика, в то время как участник закупки может быть из любого другого часового пояса.
Требования к пневматической трубке заказчиком не указываются, поскольку для заказчика не имеет значения, какой должна быть данная пневматическая трубка, она может быть любой, главным для заказчика является то, чтобы она выполняла свое функциональное назначение.
Относительно довода жалобы о неправомерных требованиях к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на производство лекарственных средств, следует отметить, что данное требование установлено к участникам проводимой закупки в связи с тем, что закупаемое средство (фибриновый клей) является зарегистрированным лекарственным средством, а поставить его может или любой участник, имеющий лицензию на поставку лекарственных средств или любой участник, являющийся производителем данного товара.
Тюменское УФАС России в ходе рассмотрения жалобы приходит к выводу, что в действиях заказчика при проведении указанной закупки отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, а именно не установлено ограничивающих конкуренцию требований к участникам закупки, все требования обусловлены фактической потребностью заказчика в закупаемом товаре. Все закупаемые товары в комплексе обеспечивают непрерывную и бесперебойную работу важнейшего медицинского учреждения, направлены на организацию единого процесса и достижение общего результата.
При этом на рассмотрение жалобы представитель заказчика представил письмо (ответ ФАС России на запрос ООО "Джонсон&Джонсон" от 21.07.2011г.NПС/28334, имеется в материалах жалобы), согласно которому ФАС России, учитывая специфику применения и способ приготовления двухкомпонентного фибринового клея с обязательным использованием аппликатора, считает данные товары технологически и функционально взаимосвязанными и допускает их закупку одним лотом.
Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок обеспечения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которыми будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного расходования средств бюджета и удовлетворения потребностей заказчика.
Выбор заказчиком наименьшего из предложенных коммерческих предложений при формировании начальной (максимальной) цены контракта соответствует требованиям в том числе, бюджетного законодательства и также отвечает целям эффективного использования средств бюджета. Заказчику нецелесообразно устанавливать большую цену, если есть участник, который готов предложить товар по наименьшей стоимости.
Разъяснения на поступившие запросы о положениях документации об аукционе в соответствии с законодательством были размещены заказчиком 01.06.2016 года.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что документация составлена с учетом сформированных и объективно обоснованных потребностей заказчика в товаре, рассчитанным на использование в единой лаборатории для общих целей и результатов. Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе, в том числе, ограничивающих круг участников закупки, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Плазма-ФТК" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (заказчик) при проведении электронного аукциона N 0367100000816000144 на поставку фибринового клея с принадлежностями необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии Р.А. Чикунов
А.В. Ершова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июня 2016 г. N 163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016