Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя управления Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела контроля закупок Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья" (далее также - заказчик) Арбузовой Ю.И. по доверенности, Бутова И.В. по доверенности,
в отсутствии представителя ООО ЧОО "Центурион+" (далее также - заявитель, участник закупки), извещённого надлежащим образом,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки: 036710001116000016) (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 01.07.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика и конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 01.07.2016 г. N 255 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса.
Согласно жалобе, заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии, связанные с оценкой конкурсной заявки Общества по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики".
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, считают жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению. Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья" выступило организатором проведения открытого конкурса на оказание услуги охраны и обеспечение пропускного режима на объектах ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья.
Информация об открытом конкурсе (с документацией) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок с реестровым номером закупки 0167300026716000010.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что раздел 3 конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта, значимостью критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участника закупки, значимостью критерия оценки 40% .
Учитывая, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии, связанные с оценкой конкурсной заявки заявителя по критерию "Квалификация участника закупки", то в силу указанных норм Закона о контрактной системе Комиссия Тюменского УФАС России не вправе давать оценку действиям конкурсной комиссии по указанному доводу.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Закона, или копии таких документов.
Согласно Разделу 2 конкурсной документации объектом закупки является предоставление услуг охраны и обеспечение пропускного режима на объектах ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья.
Согласно п. 32 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Подпунктом 1 Пункта 19 Раздала 2 конкурсной документации (Информационная карта) определены требования к участникам конкурса в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.
Согласно пп.3 п. 20 Раздела 2 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком пп. 1 п. 19 Информационной карты или копии таких документов (если установлено соответствующее требование о предоставлении документов).
Предмет осуществляемой закупки, согласно аукционной документации, включает в себя оказание услуг, относящихся к лицензируемому виду деятельности, следовательно, заказчик, руководствуясь императивными нормами действующего законодательства, обязан был установить требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание охранных услуг, что сделано им не было.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком в проекте контракта (Приложение N 2 к конкурсной документации) о наличии "копии лицензии", не может свидетельствовать о соблюдении Закона о контрактной системе, поскольку относится к исполнению услуги, а не к требованиям к участникам закупки в соответствии со статьей 31 указанного Закона.
Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в части не установления требований к участникам закупки о наличии лицензии на оказание охранных услуг.
2. Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно пп.3 п. 20 Раздела 2 конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в пункте 11 Информационной карты в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Пунктом 11 Информационной карты открытого конкурса на оказание охранных услуг и обеспечение пропускного режима на объектах ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья установлен запрет на выполнение работ, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 (далее Постановление N 1457).
В соответствии с пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Закона, или копии таких документов.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе конкурсной заявки при проведении открытого конкурса.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
В силу пп. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса должно содержать исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом из содержания пункта 11 Информационной карты открытого конкурса не представляется возможным понять вид подтверждающего документа, который необходимо представить для подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, соответствие участника закупки установленным требованиям в соответствии с Постановлением N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписках из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, которые предоставляются в обязательном порядке в составе конкурсной заявки в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В силу части 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, заказчик, установив требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника конкурса ограничениям, установленным в соответствии с Постановлением N 1457, установил излишние требования к составу конкурсной заявки, тем самым нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно пункту 2 части статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что конкурсной комиссией по результатам оценки заявок поступивших на участие в открытом конкурсе на оказание услуги охраны и обеспечение пропускного режима на объектах ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, составлен протокол рассмотрения и оценки заявок от 30.06.2016 года, который размещен на Официальном сайте.
Согласно сведениям Официального сайта ЕИС в сфере закупок к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.06.2016, заказчиком не приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Следует отметить, что открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения в единой информационной системе и именно в том объеме и в том порядке, который установлен законодательством (часть 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Несоблюдение принципа открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок влечет за собой незаконность действий должностных лиц и недействительность принятых ими в результате таких действий решений.
Учитывая изложенное, Комиссия, приходит к выводу, что действия заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, выявленные нарушения в части не установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на охранную деятельность, а также установление избыточных требований к составу конкурсной заявки не повлияли на результат определения поставщика, поскольку всеми участниками открытого конкурса представлены лицензии на осуществление охранной деятельности, а организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики заявки на участие в конкурсе не подавались.
Однако, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения требований части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе путем приведения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.06.2016 в соответствии с требованиями обозначенной статьи.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Центурион+" на действия заказчика: ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья" при проведении открытого конкурса на оказание услуги охраны и обеспечение пропускного режима на объектах ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, реестровый номер закупки: 036710001116000016 необоснованной.
2. Признать ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья"" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса.
2. Признать конкурсную комиссию ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья"" нарушившей ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Веретенников И.В.
Члены Комиссии Верзун Ю.Д.
Логинова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 июля 2016 г. N 204
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016