Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "МСТА" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) Латынцева Л.Г. по доверенности,
от уполномоченного органа: Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) Жукова Д.В. по доверенности,
в отсутствии заказчика: МКУ "Управление ЖКХ" (далее также - заказчик), извещенного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Общества на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N 27-2016/аэф (реестровый номер закупки: 0167300007816000058) ремонт ул. Заозерная в с. Александровка, ул. Гагарина (ремонт подъездого пути к ДООЦ"Промитей"), в. с. Менжинское, ул. К. Маркса; в с. Сладково, Сладковский муниципальный район (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа его аукционной комиссии, при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя, уполномоченного органа.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 01.07.2016 г. N 252 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 27-2016/аэф.
По мнению заявителя, в нарушение требований Закона о контрактной системе аукционной комиссией неправомерно отказано Обществу (заявка N 3) в допуске к участию в электронном аукционе.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 05.07.2016 N 2322).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Статьей 67 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Как следует из пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе и наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования содержаться в пункте 2 раздела 3.2.2 главы 3 "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе N 27-2016/аэф.
Соответственно, участник закупки должен конкретизировать тот товар, которой он предполагает поставить, в частности, указать наименование страны происхождения товара в отношении конкретного товара.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Сладковского муниципального района, являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на ремонт ул. Заозерная в с. Александровка, ул. Гагарина (ремонт подъездого пути к ДООЦ"Промитей"), в. с. Менжинское, ул. К. Маркса; в с. Сладково, Сладковский муниципальный район" в интересах заказчика МКУ "Управление ЖКХ" .
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на Официальном общероссийском сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее также - Официальный сайт), с реестровым номером закупки 0167300007816000058.
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 28.06.2016, заявка с номером 3 (ООО "МСТА") отклонена аукционной комиссией на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указано наименовании страны происхождения товара.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе на ремонт ул. Заозерная в с. Александровка, ул. Гагарина (ремонт подъездого пути к ДООЦ"Промитей"), в. с. Менжинское, ул. К. Маркса; в с. Сладково, Сладковский муниципальный район" не указано наименовании страны происхождения товара, следовательно, при таком оформлении первой части заявки Обществом не соблюдены требования пп. "б" п. 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, учитывая изложенное считает правомерным отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в заявке на участие в электронном аукционе Общество не указано наименование страны происхождения товара, в то время как в силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара, то есть Законом о контрактной системе императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе страны происхождения товара.
Кроме того, Комиссия указывает следующее.
Приложение N 1 электронного аукциона N 27-2016/аэф (Технические характеристики материалов, используемых при выполнении работ) содержит перечень товара, где участнику необходимо указать характеристики материалов, используемых для выполнения работ в частности указана:
1. Смесь асфальтобетонная и асфальтобетон по ГОСТ 9128-2009 для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог:
-остаточная пористость, единица измерения%, значение (диапазон) характеристик 2,40-2,60;
-пористость минеральной части, единица измерения%, значение (диапазон) характеристик 2,5-5,0;
-водостойкость, единица измерения: "не менее", значение (диапазон) характеристик 0,9, и т.д.
2. Щебень из сплошных горных пород, ГОСТ 8267-93, содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, не более 10%, марка по прочности (изверженные и метаморфические) не менее 1200.
3. Битум, ГОСТ 22245-90, глубина проникания иглы, 01 мм при 25С 91-130.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
4. Песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010. Песок должен быть из плотных горных пород содержанием кремнезема (Sio2) не более 50%, содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания,% не более 0,5.
Согласно Разделу 3.2.2 Главы 3 "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе N 27-2016/аэф в случае указания значений показателей, сопровождающихся словами "в диапазоне", участник закупки должен указать показатель диапазона, соответствующий требуемому диапазону значений. Если значение показателя установлено как верхний и /или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более" участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение.
Комиссия, проанализировав установленные технические характеристики материалов, используемых при выполнении работ, а также Раздел 3.2.2 Главы 3 документации об электронном аукционе N 27-2016/аэф "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" приходит к выводу, что по ряду характеристик материалов, заказчиком определена единица измерения как "не менее", что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение относительно указания какой именно величины.
Согласно техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ значение характеристик указано в диапазоне, вместе с тем ряд значений характеристик материалов установлен как конкретный показатель (предел прочности, водостойкость, трещиностойкость), в данном случае не ясно, какое значение показателя установлено заказчиком.
Более того, описанием объекта закупки документации об электронном аукционе определено, что используемые при выполнении работ материалы должны соответствовать требованиям ГОСТ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссия считает, что требования к физико-химическим показателям смеси асфальтобетонной (пористость, водонасыщение, сдвигоустойчивость, трещиностойкость); к щебню (содержание зерен пластинчатой и игловатой формы), к песку (содержание глинистых частиц); к битуму (глубина проникания иглы) не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
При этом заказчиком не обоснована необходимость и значимость для заказчика соответствующих значений смеси асфальтобетонной, песка, щебня, битума, не указано, каким образом иные значения химических показателей обозначенного материала повлияют на их безопасность и результат работ.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность к указанию таких характеристик, их влияние на результат работ.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию N N 27-2016/аэф (реестровый номер закупки 016730000781600005), продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МСТА" на аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N 27-2016/аэф (реестровый номер закупки: 0167300007816000058) ремонт ул. Заозерная в с. Александровка, ул. Гагарина (ремонт подъездого пути к ДООЦ"Промитей"), в. с. Менжинское, ул. К. Маркса; в с. Сладково, Сладковский муниципальный район необоснованной.
2.Признать МКУ "Управление ЖКХ" нарушившим часть 1 статьи 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 27-2016/аэф (реестровый номер закупки: 0167300007816000058).
3. Выдать МКУ "Управление ЖКХ", Администрации Сладковского муниципального района Тюменской области обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию N 27-2016/аэф, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 июля 2016 г. N 200
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2016