Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста - эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: Государственного казенного учреждения Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства" (далее также - заказчик) Шестаков В.А. по доверенности, Прудникова М.В. по доверенности,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) Шуневич М.И. по доверенности,
от заявителя: ООО "АльфаСтрой" (далее также-заявитель, участник закупки, Общество) Серебряков Л.А. по доверенности,
рассмотрев жалобу Общества на действия уполномоченного органа, его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-2435/16 (реестровый номер закупки 0167200003416002690) на выполнение подрядных работ по объекту: Сладковский район. Строительство водовода д.Покровка - д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с.Александровка (д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с. Александровка) (далее также - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 29.06.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 01.07.2016 г. N 253 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, аукционной комиссии, заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе по п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, заявка участника закупки (порядковый номер заявки 13) отклонена аукционной комиссией на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в заявке заявителя в пункте 29 первой части заявки заявителя указана недостоверная информация в части толщины стенки тройника бесшовного приварного стального равнопроходного, что не соответствует требованиям ГОСТ 17376-2001.
В связи с чем, представитель уполномоченного орган, считает жалобу заявителя не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель заказчика позицию уполномоченного органа поддержал, считает жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
При этом отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-2435/16 (реестровый номер закупки 0167200003416002690) на выполнение подрядных работ по объекту: Сладковский район. Строительство водовода д.Покровка - д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с.Александровка (д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с. Александровка) в интересах заказчика: Государственного казенного учреждения Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416002690.
Приложением к описанию объекта закупки документации об электронном аукционе N АЭ-2435/16 установлены требования к материалам, используемым для выполнения работ, в том числе и к тройнику бесшовному приварному стальному равнопроходному: минимальные и (или) максимальные показатели: толщина стенки не менее 4,0 мм, масса не менее 4,8 кг. Показатели, которые не изменяются: условный проход, 150 мм, размер между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников 110 мм (п. 29 Приложения к описанию объекта закупки).
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом N АЭ-2435/16 от 28.06.2016 г., заявка с порядковым номером 13 отклонена аукционной комиссией по п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, предусмотренной п. 3.2.1 раздела 3.2 главы 3 аукционной документации, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 29 приложения к описанию объекта закупки (требования к товарам (материалам, оборудованию): в п. 29 первой части заявки заявителя указана недостоверная информация: тройник бесшовный приварной стальной равнопроходной указаны показатели характеристик: толщина стенки 4,0 мм, масса 4,8 кг., условный проход, 150 мм, размер между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников, 110 мм, при этом согласно п. 4.1 таблица 2 ГОСТ 17376-2001 у равнопроходного тройника массой 4,8 кг с условным проходом 150 мм и размером между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников 110 мм, толщина стенки 4,5 мм.
Комиссией установлено, что первая часть заявки заявителя содержит следующие характеристики, предлагаемого к поставке товара: тройник бесшовный приварной стальной равнопроходной указаны показатели характеристик: толщина стенки 4,0 мм, масса 4,8 кг, условный проход, 150 мм, размер между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников, 110 мм.
Описанием объекта закупки документации об электронном аукционе N АЭ-2435/16 определено, что все используемые при выполнении работ товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров. Качество поставляемых для выполнения работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТов.
Согласно п. 4.1.14 Проекта контракта (Приложение N 2 к аукционной документацииN АЭ-2435/16) подрядчик гарантирует соответствие качества применяемых материалов и выполнение работ требованиям государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов.
Однако, согласно таблице 2 ГОСТа17376-2001 у равнопроходного тройника массой 4,8 кг с условным проходом 150 мм и размером между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников 110 мм, толщина стенки 4,5 мм.
Изложенное указывает на наличие недостоверной информации в первой части заявки заявителя, в части указания толщины стенки тройника, что является безусловным основанием для отказа в допуске заявки с порядковым номером 13 (ООО "АльфаСтрой").
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала ООО "АльфаСтрой" в допуске к участию в электронном аукционе на выполнение подрядных работ по объекту: Сладковский район. Строительство водовода д.Покровка - д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с.Александровка (д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с. Александровка) заявки под номером 13 в связи с предоставлением недостоверной информации.
Кроме того, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации о закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристикам объекта закупки (при необходимости).
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно таблице 2 (Тройники исполнения 2) Межгосударственного стандарта ГОСТ 17376-2001 (ИСО 3419-81) "Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродной и низколегированной стали" (далее ГОСТ 17376-2001) у равнопроходного тройника массой 4,8 килограмм с условным проходом 150 миллиметров и размером между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников 110 миллиметров, толщина стенки 4,5 миллиметра.
Вместе тем, приложением к описанию объекта закупки документации об электронном аукционе N АЭ-2435/16 к тройнику бесшовному приварному стальному равнопроходному заказчиком установлены следующие минимальные и (или) максимальные показатели: толщина стенки не менее 4,0 мм, масса не менее 4,8 кг , показатели, которые не изменяются: условный проход, 150 мм, размер между плоскостью торца ответвления и центрами торцов магистрали тройников 110 мм (п. 29 Приложения к описанию объекта закупки).
При указанных обстоятельствах, Комиссия считает, что заказчик, указав в аукционной документации N АЭ-2435/16 показатель толщины стенки тройника как не менее 4,0 мм, при этом согласно ГОСту 17376-2001 толщина стенки составляет 4,5 мм, ввел участников закупки в заблуждение относительно правильности указания данной характеристики, что в свою очередь привело к отклонению от участия в закупке заявки заявителя, который указал толщину стенки тройника 4 мм, что также является не менее четырех миллиметров.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа считает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в части указания толщины стенки тройника, не в соответствии с требованиями ГОСТа 17376-2001, является необъективным.
Кроме того, Комиссия указывает следующее.
Приложением к описанию объекта закупки документации об электронном аукционе N АЭ-2435/16 (далее Приложение) установлены требования к материалам, используемым для выполнения работ, в том числе к песку (п.24 Приложения) "истинная плотность зёрен г/см3 от 2,0 до 2,8, модуль крупности Мк св. 2 до 2,5; полный остаток песка на сите с сеткой N 063 св. 30 до 45, содержание глины в комках 0,25 или 0,5 в процентах по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц, 2% или 3% по массе содержание зерен крупностью св. 10 мм 0,5% или 5% по массе, св.5мм. 5% или 15% по массе и менее 0,16 мм 5% или 15% по массе"; к щебню из природного камня (п. 25, 26 Приложения) "потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии до 15% (до 25%), потеря массы при испытании щебня в насыщенном водой состоянии до 15% (до 28%)".
Описанием объекта закупки документации об электронном аукционе N АЭ-2435/16 определено, что все используемые при выполнении работ товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров. Качество поставляемых для выполнения работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТов.
Согласно п. 4.1.14 Проекта контракта (Приложение N 2 к аукционной документацииN АЭ-2435/16) подрядчик гарантирует соответствие качества применяемых материалов и выполнение работ требованиям государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия исполнения контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссия считает, что установление соответствующих требований к песку и щебню затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии песка, щебня и проведения соответствующих испытаний.
При этом заказчиком не обоснована необходимость и значимость для заказчика соответствующих значений песка, щебня, не указано, каким образом иные значения химических показателей песка, щебня повлияют на их безопасность и результат работ.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность к указанию таких характеристик, их влияние на результат работ.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишним, необъективным и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно Распоряжению Правительства Тюменской области от 27.12.2013 года N 2518-рп "Об утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Тюменской области" заказчик в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) разрабатывает и направляет в уполномоченный орган заявки на определение поставщиков в соответствии с планом графиком, вносит уполномоченному органу предложения о способе определения поставщиков, утверждает документацию по осуществлению закупки в части соблюдения правил описания объекта закупки.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию N АЭ-2435/15(реестровый номер закупки 0167200003416002690), продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО АльфаСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-2435/16 (реестровый номер закупки 0167200003416002690) на выполнение подрядных работ по объекту: Сладковский район. Строительство водовода д.Покровка - д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с.Александровка (д.Таволжан - д.Михайловка - д.Красивое, с. Александровка) необоснованной.
2.Признать Государственное казенное учреждение Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства" нарушившим часть 1 статьи 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N АЭ-2435/16 (реестровый номер закупки 0167200003416002690).
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства", уполномоченному органу Управлению государственных закупок Тюменской области обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию N АЭ-2435/16, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Веретенников И.В.
Члены Комиссии Верзун Ю.Д.
Логинова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 июля 2016 г. N 202
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2016