Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области" (далее- ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России", заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта "Капитальный ремонт административного здания по адресу: г.Тюмень, ул.Шишкова, дом 6, строение 1 для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N 0367100003116000065),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 01.07.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 01.07.2016 г. N254 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1.Заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку диаметр жилы кабеля и провода указан в квадратных единицах-мм2, в то время как диаметр не имеет отношение к площади и измеряется исключительно в линейных единицах (мм);
2. В нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
3.В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участниками разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения (N1816 от 07.07.2016г.) и пояснил, что первый довод, указанный в жалобе заказчиком не оспаривается, что касается второго довода при формировании извещения и заполнения требований к участникам, отсутствует окно для указания объема такого привлечения, установленного в виде процента лот цены контракта, требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта указано в пункте 20 информационной карты и в пункте 4.3.3 проекта государственного контракта. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотрена пунктами 8.1, 8.7 проекта государственного контракта. Порядок разъяснения положений документации об электронном аукционе указан в пунктах 20, 20.3, 20.4 документации, п.38 информационной карты.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" выступило организатором проведения электронного аукциона на право заключения контракта "Капитальный ремонт административного здания по адресу: г.Тюмень, ул.Шишкова, дом 6, строение 1 для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" (реестровый номер закупки 0367100003116000065), с начальной (максимальной) ценой контракта 21 905 220,00 руб.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена 15.062016г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N0367100003116000065.
1.Заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку диаметр жилы кабеля и провода указан в квадратных единицах-мм2, в то время как диаметр не имеет отношение к площади и измеряется исключительно в линейных единицах (мм);
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В приложении N4 к документации об электронном аукционе перечислены материалы, используемые при выполнении работ, и их показатели, позволяющие определить соответствие используемых товаров установленным заказчиком требованиям, в том числе максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в приложении N4 указаны следующие материалы и характеристики к ним:
Пункт 109 "Кабель максимальное напряжение - 250 вольт. Количество жил - 3 жилы. Диаметр жилы не менее 0,12 мм2+-0,05 мм2. Материал жил - медь. Внутренняя изолирующая оболочка жил из самозатухающего ПВХ пластика. Внешняя оболочка из самозатухающего ПВХ пластика. Совместимость с другими элементами системы внутреннего видеонаблюдения".
Пункт 129 "Провод силовой максимальное напряжение 450 вольт. Количество жил - 2 штуки. Диаметр жилы не менее 0,75 мм2+-0,05 мм2. Материал жил - медь. Внутренняя изолирующая оболочка жил из самозатухающего ПВХ пластика. Внешняя оболочка из самозатухающего ПВХ пластика. Совместим с другими элементами системы охранного видеонаблюдения".
Требования к номинальному сечению токопроводящих жил электрических кабелей, проводов и шнуров широкого диапазона типов, включая требования к числу и диаметру проволок и значению электрического сопротивления установлены ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров".
Так например, согласно Таблице 6 "Многопроволочные круглые медные жилы класса 4 для одножильных и моногожильных кабелей, проводов и шнуров" диаметр проволок жилы указывается в мм., тогда как номинальное сечение измеряется в мм2 . Также в указанной таблице перечислены значения номинального сечения, в том числе 0,05, 0,12, 0,75.
Описание объекта закупки, изложенное в извещении о проведении закупки, документации об аукционе, должны содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
В указанном случае довод заявителя является обоснованным, действия Заказчика, нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того из жалобы следует, что в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Довод заявителя Комиссией Тюменского УФАС России признан обоснованным в силу следующего.
Согласно ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 20 информационной карты документации электронного аукциона, как и извещением о проведении электронного аукциона установленном требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Проанализировав проект государственного контракта (раздел 5 документации электронного аукциона) установлено следующее.
Согласно пункту 8.1 проекта контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона несет ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации и контрактом.
В п.8.7 установлена ответственность подрядчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (в том числе гарантийных обязательств) предусмотренных контрактом, а также указан порядок определения штрафа, а также предусмотрены не заполненные графы для размера штрафа в процентах, а также для указания суммы штрафа.
Указание ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе штрафов в проекте контракта обусловлено ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, о том, что гражданско-правовая ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в проекте государственного контракта не предусмотрена.
Заказчик установил ответственность только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств по контракту, при этом предусмотрел размеры штрафа, но не предусмотрел (не конкретизировал) гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, проведение закупки с указанием требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обладает особенностями при исполнении контракта. В связи с чем, контрактом должен быть регламентирован порядок привлечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) таких субподрядчиков, соисполнителей, а также ответственность за неисполнение условия об их привлечении.
Действия Заказчика, не установившего в проекте контракта ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Относительно довода заявителя, о том, в документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участниками разъяснений положений документации о закупке отсутствует, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 20 документации электронного аукциона "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе" установлено следующее:
"В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней".
Комиссия приходит к выводу, что документация об аукционе не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию электронного аукциона "Капитальный ремонт административного здания по адресу: г.Тюмень, ул.Шишкова, дом 6, строение 1 для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" в части описания диаметра жилы кабеля и провода (п.109,129 приложения N4 к документации электронного аукциона), установления в проекте государственного контракта гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установления даты начала и окончания предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г.,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта "Капитальный ремонт административного здания по адресу: г.Тюмень, ул.Шишкова, дом 6, строение 1 для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" (реестровый номер закупки 0367100003116000065), обоснованной.
2.Признать заказчика - ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" нарушившим часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 33, пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе "Капитальный ремонт административного здания по адресу: г.Тюмень, ул.Шишкова, дом 6, строение 1 для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России" (N0367100003116000065) и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем Решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, адрес в сети Интернет: https://www.roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления уполномоченным учреждением и заказчиком действий по исполнению настоящего предписания.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 июля 2016 г. N 203-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2016