Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев жалобу ООО "Пожарная безопасность" на действия ФГБОУВО "Тюменский индустриальный университет" (заказчик) при проведении аукциона в электронной форме (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru N 0367100001016000046) на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по комплексной уборке зданий (включая внутреннюю уборку помещений), уборке прилегающей территории учебно-лабораторных корпусов ТИУ, расположенных в г. Тюмени (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 08.07.2016 г. N 267 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, извещение о проведении электронного аукциона не содержит запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, тогда как аналогичное требование установлено в п. 14 информационной карты аукционной документации, что является нарушением п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Также заявитель в жалобе указал, что в аукционной документации заказчиком были установлены требования к участникам закупки, которые отсутствовали в извещении о проведении электронного аукциона, что противоречит требованиям, предусмотренным ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, по мнению заявителя, в извещении о проведении электронного аукциона содержалась противоречивая информация о наличии единых требований, предъявляемых к участникам закупки.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами жалобы заявителя, просит признать ее необоснованной. Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в своих возражениях заказчик указывает, что в документации и в извещении о проведении электронного аукциона были установлены единые требования к участникам закупки, не противоречащие Закону о контрактной системе. При этом запроса от заявителя о разъяснении положений документации не поступало.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе, в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно извещению о проведении данного аукциона, объектом закупки (предметом контракта) является право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по комплексной уборке зданий (включая внутреннюю уборку помещений), уборке прилегающей территории учебно-лабораторных корпусов ТИУ, расположенных в г. Тюмени.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания товара, не являющегося объектом закупки, по сути, приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии и эффективного освоения бюджетных средств.
В соответствии с приложением N 1 к информационной карте аукциона, в которой содержится инструкция по заполнению заявки, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, а именно приложением 2 к техническому заданию, которое представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов:
Наименование товара |
Требуемое значение показателя (характеристики) товаров, материалов. Параметры эквивалентности |
В первом столбце таблицы заказчиком указано наименование конкретного товара, имеющего для него значение. Соответствующее каждому заданному наименованию товара значение показателя, также важное для заказчика с его слов, указано во втором столбце таблицы, также во втором столбце таблицы участник должен указать конкретные характеристики своего товара, который он планирует использовать для оказания услуг, являющихся предметом контракта. Вместе с тем, заказчик в прилагаемом техническом задании устанавливает излишние требования к используемому при оказании услуг работ товару, которые перестают быть требованиями к используемому товару и являются уже характеристиками сырья, из которого в последующем будет изготовлен тот или иной вид применяемого при оказании услуг товара.
Так, в требуемых значениях показателей установлено:
"Плотность универсального моющего средства: не более 1,20 г/см3 при 20°С. Состав: ПАВ, ЧАС (при наличии), комплексоны (при наличии), щелочные добавки (при наличии), ароматизатор (при наличии), краситель (при наличии), вода, кислоты (при наличии).
Класс опасности средства для мытья зеркал, стеклянных и деревянных поверхностей требуется 3/4. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3, должна быть 10. Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг, должна быть не менее 5000. Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг, должна быть
2500. Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) должен быть
3.
Первоначальный объем пены для кускового мыла не менее 320 см3. Максимальное количество мыльных точечных крапин не более 15. Масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г должна составлять не менее 74 г.
Мыло хозяйственное концентрированное должно быть твердым на ощупь. Масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г не менее 64 г. Массовая доля свободной едкой щелочи к номинальной массе куска не более 0,15 %.
Плотность слоя туалетной бумаги не менее 16,5 г/м2. Длина рулона более 24 м. Размер листа (ШхД), см: не более 11,5х9,6-16,5. В одном рулоне более 250 листов. Диаметр рулона не менее 12,0 см. Слои должны быть скреплены между собой так, чтобы обеспечивалось их прочное прилегание по всей площади изделия.
Плотность полиэтилена, из которого должны быть изготовлены мусорные мешки, при 20°С не более 0,929 г/см3. Прочность полиэтилена при растяжении в поперечном направлении не менее 118x105 Па. Прочность шва при растяжении должна быть не менее 49x105 МПа.
Температура вспышки растворителя в открытом тигле 6°С, воспламенения 6 °С, самовоспламенения 428 °С. Число коагуляции не менее 35 %. Массовая доля воды по Фишеру не более 2 %.При испытании к раствору коллоксилина должен быть добавлен нефрас С2-80/120 плотностью при (202) °С* 0,7 г/см3, объемом не более 250 см3.
В составе средства для уборки текстильных покрытий должны присутствовать: неионные ПАВ < 5%*, фосфаты < 4%*, полимерные дисперсии, ароматизаторы, консерванты. Показатель pH должен быть: в концентрате: 8, в растворе: 7,5. Входящие в состав ПАВ должны обладать низким уровнем пенообразования и должны эффективно растворять грязь, обеспечивая её удаление при обработке покрытий моющим пылесосом. Благодаря наличию в составе средства полимеров остатки грязи должны образовывать нелипкий агломерат и после высыхания должны легко поддаваться удалению пылесосом" и т.д.
Подобным образом установлены иные требования к товарам, в частности, к химическому составу, степени опасности, внешним характеристикам, запаху, эффективности и другие, доходящие до абсурдных, требования заказчика к характеристикам сырья и товаров. При этом заказчик требует, чтобы по всем приведенным показателям участники указывали конкретное значение. В большинстве случаев участники закупки не имеют возможности каким-либо образом установить определенное числовое выражение показателя, поскольку данные обстоятельства зависят от различных факторов, в том числе, от того, каким образом поведет себя какой-либо материал в тех или иных условиях окружающей среды. При этом, установление какого-либо показателя не означает, что таковой показатель будет иметь постоянное, статичное значение в любой момент его применения, поскольку он способен изменять свои свойства, кроме того, возникает вопрос: каким образом заказчик при приемке товаров планирует установить, например, уровень содержания вредных веществ в воздухе при использовании средства для мытья зеркал или смертельную дозу указанного средства при введении в желудок_
При этом, представитель заказчика в ходе рассмотрения жалобы не представил обоснования своих потребностей в установлении требований к используемым при оказании услуг товарам подобным образом.
Следует отметить, что подобные характеристики прописываются в ГОСТах на те или иные виды сырья и товаров, таким образом, заказчику достаточно указывать соответствие используемого при оказании услуг товара конкретным ГОСТам. Такое указание будет являться правомерным, достаточным и понятным и не приведет к ограничению количества участников закупки.
Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что документация о проведении данного аукциона не соответствует требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно: не содержит наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки не носит объективный характер, а также документация не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; надлежащим образом не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Довод заявителя о том, что заказчиком в документации и в извещении о проведении электронного аукциона не были установлены единые требования к участникам закупки не может быть признан Комиссией Тюменского УФАС России обоснованным и не находит своего подтверждения, поскольку в соответствии с документацией и извещением, размещенными 21.06.2016г. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru под реестровым номером закупки 0367100001016000046, установленные в них требования к участникам закупки не противоречат друг другу и соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пожарная безопасность" на действия ФГБОУВО "Тюменский индустриальный университет" при проведении аукциона в электронной форме (реестровый номер закупки 0367100001016000046) на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по комплексной уборке зданий (включая внутреннюю уборку помещений), уборке прилегающей территории учебно-лабораторных корпусов ТИУ, расположенных в г. Тюмени, по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать ФГБОУВО "Тюменский индустриальный университет" нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме (реестровый номер закупки 0367100001016000046).
3. Выдать ФГБОУВО "Тюменский индустриальный университет" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ст. 33, ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных при проведении указанного аукциона в электронной форме (реестровый номер закупки 0367100001016000046), внесения изменений в документацию с учетом данного решения, продления сроков подачи заявок и проведения аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе и аукционной документации.
4. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (АО "ЕЭТП", адрес в сети Интернет: http://roseltorg.ru ) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению данного предписания (реестровый номер закупки 0367100001016000046).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 июля 2016 г. N 211-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016