Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.
ведущего специалиста-эксперта Бас В.А.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - Общество, заявитель) представитель не явился, заявитель уведомлен надлежащим образом,
от заказчика: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее также - заказчик) <_> по доверенности N41 от 04.04.2016г.,
от уполномоченного органа: Муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее также- уполномоченный орган) <_> по доверенности N4 от 11.01.2016г.
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени при проведении электронного аукциона NАЭ-0417/16 Выполнение работ по реконструкции ул.Запольная (от ул.М.Тореза до ул.Чернышевского).II пусковой комплекс-от ул.Грибоедова до ул.Чернышевского, г.Тюмень. Корректировка.2 этап (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N0167300000516000686),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 15.07.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 19.07.2016 г. N275 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В соответствии с запросом Тюменского УФАС России необходимой информации, заказчиком представлена информация по указанному выше электронному аукциону.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1.Заказчиком не указаны виды работ, на которые требуются допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций. Установление Заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих только выполнение работ по генподряду, исключают возможность самостоятельного исполнения работ, и ограничивает круг потенциальных участников закупки.
2.Заказчик установил условие одностороннего расторжения контракта без указания перечня случаев такого расторжения, что не соответствует нормам действующего законодательства.
3.Заказчиком неправомерно установлено условие об удержании суммы неустойки из суммы оплаты по контракту в одностороннем порядке.
4. Запрет установленный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 в извещении о проведении аукциона не отражен, что является нарушением п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и уполномоченного органа, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени" выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ-0417/16 Выполнение работ по реконструкции ул.Запольная (от ул.М.Тореза до ул.Чернышевского).II пусковой комплекс- от ул.Грибоедова до ул.Чернышевского, г.Тюмень. Корректировка.2 этап (реестровый номер закупки 0167300000516000686) в интересах Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, с начальной (максимальной) ценой контракта 303 044 852,50 руб.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N0167300000516000686.
1.Как было указано выше, заявитель считает, что заказчиком не указаны виды работ, на которые требуются допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций. Установление Заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих только выполнение работ по генподряду, исключают возможность самостоятельного исполнения работ, и ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии в частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 указанной статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч.5 ст.66 Закона о контрактной систем вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Так, согласно пункту 32 Технического задания аукциона в электронной форме вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
"Документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, СЛУЧАЕВ ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ТОВАРАМ, РАБОТАМ, УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ ПО ПРИЧИНЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ, ИННОВАЦИОННОГО, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА СПОСОБНЫ ПОСТАВИТЬ, ВЫПОЛНИТЬ, ОКАЗАТЬ ТОЛЬКО ПОСТАВЩИКИ (ПОДРЯДЧИКИ, ИСПОЛНИТЕЛИ), ИМЕЮЩИЕ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СООТВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ УКАЗАННЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ":
- копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копию акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
4) Документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов.
- копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске на осуществление видов деятельности по контракту, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, содержащее следующие виды работ:
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
33.8. Здания и сооружения объектов связи".
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанные заказчиком виды работ содержатся в группе N33 Перечня к Приказу Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.1.23 проекта муниципального контракта установлена обязанность подрядчика привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 10 % от окончательной цены Контракта.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что заказчиком не указаны виды работ, на которые требуются допуски СРО, а также что требование о выполнение работ по генеральному подряду ограничивает круг потенциальных участников закупки не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом оспариваемые положения аукционной документации могли повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной закупке и каким образом установленные заказчиком требования ограничивают круг потенциальных участников закупки.
2. Кроме того из жалобы следует, что заказчик установил условие одностороннего расторжения контракта без указания перечня случаев такого расторжения, что не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.14.2 раздела 14 проекта муниципального контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения договора подряда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктами 14.3, 14.4,.14.5 проекта муниципального контракта предусмотрен порядок расторжения контракт в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Статьями 463, 475, 480, 523, 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Указанные основания для одностороннего отказа от исполнения контракта применяются в силу закона.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе).
Закон о контрактной системе, в свою очередь, не содержит требование об обязательном включении в проект контракта перечня случаев одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Относительно довода заявителя, о том, что заказчиком неправомерно установлено условие об удержании суммы неустойки из суммы оплаты по контракту в одностороннем порядке, комиссия Тюменского УФАС России указывает следующее.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Заявитель в жалобе указывает, что п.2.11 проекта муниципального контракта "при наступлении ответственности Подрядчика в соответствии с разделом 11 Контракта, Заказчик удерживает сумму неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате за выполненные работы" является недопустимым в проекте контракта, так как нарушает права генерального подрядчика, ст.34 Закона о контрактной системе, положения Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.
С указанным доводом Комиссия Тюменского УФАС России не может согласить в виду следующего.
Согласно ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч.6 ст.34 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.7 и 8 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В разделе 11 проекта муниципального контракта заказчиком в соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, предусмотрены размеры и фиксированные суммы штрафных санкций.
Пунктом 11.5 проекта муниципального контракта установлено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч.9 ст.34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Таким образом, в проекте муниципального контракта (п.11.5) заказчик предусмотрел применение штрафных санкций после направления подрядчику требования об уплате неустоек, то есть после согласования с ним.
4.Из жалобы заявителя следует, что запрет установленный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 в извещении о проведении аукциона не отражен, что является нарушением п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия Тюменского УФАС России исследовав извещение о проведении аукциона в электронной форме, документацию об аукционе в электронной форме NАЭ-0417/16 установила, что требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики предусмотрено в п.8 извещения, п.8 раздела 2 "Технического задания аукциона в электронной форме" документации об аукционе в электронной форме NАЭ-0417/16.
Таким образом, аукционная документация не содержит нарушений Закона о контрактной системе, вследствие чего доводы ООО "Стройинвест" являются необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени при проведении электронного аукциона NАЭ-0417/16 Выполнение работ по реконструкции ул.Запольная (от ул.М.Тореза до ул.Чернышевского).II пусковой комплекс-от ул.Грибоедова до ул.Чернышевского, г.Тюмень. Корректировка.2 этап (реестровый номер закупки 0167300000516000686), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В.Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д.Верзун
В.А.Бас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 июля 2016 г. N 219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2016