Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России<_>,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела контроля закупок<_>,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок<_>.
с участием представителей сторон:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образова-ния "Тюменский государственный университет" (далее - ТюмГУ, заказчик) <_>по доверенности от 03.12.2016 г. N 2-15/94,
от заявителя: ООО "ЧОО "ТИТАН" (далее - заявитель, участник закупки) не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "ЧОО "ТИТАН" на действия ТюмГУ и его комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса N 03К-16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 0367100008916000051) на оказание услуг по организация вахтово-пропускной службы на объектах Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ФГБОУ ВО ТюмГУ,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 27.07.2016 г. поступила жалоба ООО "ЧОО "ТИТАН" на действия заказчика и конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 03К-16.
Согласно доводам жалобы, заявителю неправомерно в участии в открытом конкурсе N 03К-16, с мотивировкой того, что "Участник не предоставил документы, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе и п. 8 п. 30 Информационной карты конкурсной документации, а именно: у участника отсутствует лицензия на осуществление частной охранной деятельности с разрешенным видом услуг - охрана в объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона".
Кроме того, заявитель в качестве обоснования своих доводов указал, что на основании статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
По утверждению заявителя, согласно Информационной карты конкурса Конкурсной документации заявка участника конкурса должна содержать копию документа подтверждающего право участника закупки на осуществление частной охранной деятельности (копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности с указанием разрешенных видов охранных услуг, требуемых в соответствии с Техническим заданием. Однако, техническим заданием ни вид, ни перечень охранных услуг не установлены. В качестве довода заявитель также указывает то, что из проекта контракта не понятно с какими видами охранных услуг должна быть лицензия.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 28.07.2016 г. N 292 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 03К-16 (N 0367100008916000051).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены его представителями в заседание Комиссии.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Конкурсная комиссия при оценке заявок участников действовала в правовых рамках государственной политики в области противодействия терроризму, которые определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. Также заказчик руководствовался Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом РФ 15.11.2011г.
Кроме того, в техническом задании (раздел IV конкурсной документации) о закупке установлены требования к оказанию услуг, в том числе определены задачи вахтово-пропускной службы среди которых поддержание и соблюдение мер антитеррористической защищенности объектов заказчика..
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона, начальная (максимальная) цена контракта.
В п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении открытого конкурса наряду требованиями, предъявляемыми к участникам открытого конкурса, и исчерпывающим перечнем документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, есть также требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в конкурсной документации.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Частью 1 статьи 51 Закона контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе сказано, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как усматривается из материалов дела, ФГБОУ ВО ТюмГУ, выступило организатором проведения открытого конкурса на оказание услуг по организация вахтово-пропускной службы на объектах Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ФГБОУ ВО ТюмГУ о чем 31.05.2016 г. в ЕИС была размещена соответствующая информация (с конкурсной документацией) с реестровым номером закупки 0367100008916000051.
На участие в открытом конкурсе были поданы заявки от 3 (трех) участников закупки: ООО "ЧОО "Титан", ООО "ЧОП "Скорпион" и ООО "ЧОП "Заслон".
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе N 03К-16 от 22.07.2016 г. по результатам рассмотрения представленных заявок на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации заявки участников ООО "ЧОП "Скорпион" и ООО "ЧОО "ТИТАН" были признаны не соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации.
Победителем конкурса было признано ООО "ЧОП "Заслон" как участник, предложивший лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер.
Как было указано выше, заявитель оспаривает законность принятого конкурсной комиссией решения о не допуске к участию в конкурсе ООО "ЧОО "Титан" и как следствие, признание победителем ООО "ЧОП "Заслон".
В частности, по утверждению заявителя в лицензии на осуществление охранной деятельности не было необходимости иметь пункт: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Комиссия, проанализировав содержание заявки ООО "ЧОО "Титан" в названном конкурсе, установила, что на странице 2 заявки данный участник продекларировал свое соответствие п.п. 3-9 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе указал, соответствие требованию об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Относительно довода заявителя о неправомерности действий комиссии при принятии решения о несоответствии заявки ООО "ЧОО "Титан" требованиям конкурсной документации в связи с непредставлением документов предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе и п. 8 п. 30 Информационной карты конкурсной документации, а именно: лицензии с разрешенным видом услуг на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к террористической защищенности, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Статьей 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В статье 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" перечислены виды охранных и сыскных услуг. В соответствии с пунктом 7 данной статьи в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. (далее - Концепция), а также Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом РФ 15.11.2011.
Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности населения от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
В силу пункта 12 Концепции, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Достижение цели предупреждения (профилактики) терроризма осуществляется, в том числе, по такому направлению как осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (пункт 13 Концепции).
В соответствии с пунктом 15 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение среди прочих таких задач как: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации.
В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Правовое содержание понятия "антитеррористическая защищенность" раскрывается в п.п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", в силу которого антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Указанной нормой определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Из совокупного анализа ч. 6 ст. 28 и п.п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует прямая и непосредственная обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения и обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Поскольку по смыслу положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, является образовательным учреждением, исполнение бюджетным образовательным учреждением нормативных предписаний ч. 6 ст. 28 и п. п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Закона является обязательным.
Кроме того, с учетом профиля деятельности указанного выше образовательного учреждения массовое пребывание людей является очевидным, соответственно, меры по обеспечению в нем безопасности должны быть реализованы в объеме, необходимом для обеспечения антитеррористической защищенности.
По поводу жалоб заявителя к аукционной документации, о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности разрешенный вид услуг - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к террористической защищенности. В том числе и довод о том, что по техническим заданием ни вид, ни перечень охранных услуг не установлены. Комиссией Тюменского ФАС России не подлежит рассмотрению по существу, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявки на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, осуществляется только в судебном порядке.
Таким образом, довод заявителя на положение документаций об электронных аукционах заявлен за пределами установленного законом срока на обжалование.
Комиссией в рамках внеплановой проверки были изучены заявки ООО "ЧОО "ТИТАН", ООО "ЧОП "Скорпион", ООО "ЧОП "Заслон" на участие в открытом конкурсе N 03К-16 (N 0367100008916000051) из которых следует, что участниками предоставлены лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в заявках ООО "ЧОО "ТИТАН" и ООО "ЧОП "Скорпион", отсутствовал разрешенный вид услуг - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к террористической защищенности, что соответствует требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации. Разрешенный вид услуг - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к террористической защищенности имелся только в заявке победителя - ООО "ЧОП "Заслон".
С учетом изложенных обстоятельств, рассматриваемые действия конкурсной комиссии не нарушают требования части 3 статьи 53, части 2 статьи 50, части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ЧОО "ТИТАН" на действия ТюмГУ и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 03К-16 (N 0367100008916000051) на оказание услуг по организация вахтово-пропускной службы на объектах Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ФГБОУ ВО ТюмГУ необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 августа 2016 г. N 234
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016