Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
с участием представителей заинтересованных сторон:
от МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее также - уполномоченный орган) Негодин В.В. по доверенности N6 от 12.04.2016г.,
от МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ "Служба технического контроля", заказчик) Жесткова А.С. по доверенности от 10.06.2016 г. N42,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Общество, заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрении настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" (уполномоченный орган), МКУ "Служба технического контроля" (заказчик) при проведении электронного аукциона NАЭ-0272/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000516000458) на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда Тюменской области по адресу: г.Тюмень, ул.Рылеева, 38,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 07.06.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-0272/16.
Согласно жалобе, положения документации об электронном аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1.Так, по мнению заявителя, в нарушение п.8 ст.42 извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, вместо этого указано: "в соответствии с документацией".
2.Запрет в отношении Турецкой Республики в извещении не отражен, что является нарушением п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
3.Вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применяется ключевая ставка Банка России. Таким образом, указанное Заказчиком условие о пене в случае просрочки установлено не корректно и с нарушением действующего законодательства.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 09.06.2016 г. N198 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона NАЭ-0272/16 (реестровый номер закупки 0167300000516000458)
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Как следует из пояснений уполномоченного органа (письмо исх. N 705 от 15.06.2016г.), заказчика (б/н от 14.06.2016г.) представленных в материалы дела, а также озвученных в заседании Комиссии, документация об электронном аукционе NАЭ-0272/16 не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы, изложенные в жалобе заявителя, являются несостоятельными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ-0272/16 на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда Тюменской области по адресу: г.Тюмень, ул.Рылеева, 38, с начальной (максимальной) ценой контракта 11 205 280, 00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000516000458.
1. Как было указано выше, заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, вместо этого указано: "в соответствии с документацией".
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п.8 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.63 Закона о контрактной системе информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона, также указывается в извещении о проведении электронного аукциона.
Комиссия Тюменского УФАС России проанализировала извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0167300000516000458, сформированное в интерфейсе официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также извещение о проведении аукциона в электронной форме, прикрепленное в формате Word, вместе с документацией установила следующее.
В извещении, сформированном в интерфейсе, указаны размер обеспечения исполнения контракта, реквизиты, что касается порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, в извещении указано "в соответствии с документацией".
В пункте 24 извещения о проведении аукциона в электронной форме, сформированном и прикрепленном в формате Word, указаны размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Пунктом 8 части 1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Проанализировав, документацию об аукционе в электронной форме NАЭ-0272/16 в пункте 25 раздел 2 "Техническое задание" установлены порядок предоставления обеспечения исполнения контракта и требования к обеспечению исполнения контракта.
Заявителем не указано, каким образом ссылка в извещении о проведении электронного аукциона на положение аукционной документации могла повлиять на его участие в указанном электронном аукционе, каким образом нарушаются его права и законные интересы.
Извещение о проведении электронного аукциона, сформированное в формате Word и документация о проведении электронного аукциона опубликована в ЕИС и находится в свободном доступе.
В соответствии с ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно п.9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
2. Кроме того, из жалобы следует, что запрет в отношении Турецкой Республики в извещении не отражен, что является нарушением п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия Тюменского УФАС России исследовав извещение о проведении электронного аукциона, документацию электронного аукциона установила, что требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики установлено в п.8 извещения, в п.8 раздела 2 документации об аукционе в электронной форме.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Относительно довода заявителя, о применении ключевой ставки вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в соответствии с указанием Банка России, Комиссия поясняет следующее.
Из части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
При этом в соответствии с положениями пункта 7 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Принятие акта Центральным Банком Российской Федерации потребовало издания постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России", в соответствии с которым к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых, применяются положения постановления N 1063, то есть используется ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, которая с 01 января 2016 приравнена к ключевой ставке Банка России.
Учитывая изложенное, пеня в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.
В случае, если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.
Указанная позиция изложена в письме Министерства финансов РФ от 10.04.2016 N02-0215/20779 "Об определении размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Таким образом, довод заявителя в указанной части следует признать необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" (уполномоченный орган), МКУ "Служба технического контроля" (заказчик) при проведении электронного аукциона NАЭ-0272/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000516000458) на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда Тюменской области по адресу: г.Тюмень, ул.Рылеева, 38, необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2016 г. N 168
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016