Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Альфа" на действия Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган), Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (заказчик), ГКУ ТО "Служба охраны животного мира" при проведении совместного электронного аукциона NАЭ-2103/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167200003416002293) на поставку снегоходов,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 05.05.2016 г. поступила жалоба Общества на действия уполномоченного органа заказчика при проведении совместного электронного аукциона NАЭ-2103/16.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 10.05.2016 г. N 142 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчиков и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-2103/16 (N 0167200003416002293).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены в заседание Комиссии.
Согласно жалобе документация об аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а также нарушает запреты при проведении торгов, установленные статьей 17 Закона о защите конкуренции.
В частности, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку совокупность установленных требований (характеристик) к поставляемому товару указывает на единственного производителя в лице АО "Русская механика" снегохода Тайга ВАРЯГ 550, что ограничивает конкуренцию.
В качестве обоснования доводов жалобы заявителем приведена сравнительная таблица с описанием характеристик трех моделей снегоходов (Тайга ВАРЯГ 550, STELS S600 Viking, YAMAHA VK 540 IV) из которых следует, что описанию объекта закупки, содержащемуся в аукционной документации, может полностью соответствовать только снегоход Тайга ВАРЯГ 550, что в свою очередь исключает возможность поставки снегоходов, находящихся в аналогичной ценовой категории и по своим техническим и качественным (эксплуатационным) свойствам нисколько не уступающих данному снегоходу, но по формальным (несущественным) параметрам не соответствующих требованиям технического задания аукционной документации.
В этой связи, заявитель просит обязать уполномоченного органа и заказчика внести изменения в документацию об аукционе в части расширения требований (характеристик) к поставляемому товару, которым соответствует, в том числе снегоход STELS S600 Viking, поскольку данная модель снегохода является альтернативной той модели, которая указана в техническом задании.
Как следует из пояснений уполномоченного органа (письмо исх.N 0467 от 13.05.2016 г.) представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, документация электронного аукциона N АЭ-2103/16 не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы, изложенные в жалобе заявителя являются несостоятельными. В частности, уполномоченный орган указал, что описание объекта закупки, содержащееся в аукционной документации, прежде всего, обусловлено потребностью заказчика в приобретении конкретного товара с набором определенных технических и качественных (эксплуатационных) характеристик и отсутствие у заинтересованного лица возможности поставить товара с требуемыми заказчиком характеристиками не может свидетельствовать о нарушении законодательства о контрактной системе. При этом, документация не содержит указания на товарные знаки, знаки обслуживания и иные индивидуализирующие признаки, указывающие на модель снегохода конкретного производителя, а участником данного аукциона могут являться не только непосредственно производители снегоходов, но и поставщики (дилеры) указанного товара.
Заказчик поддержал позицию уполномоченного органа о необоснованности жалобы, представил в материалы дела письменные пояснения, из которых следует, что целью проведения настоящего аукциона является приобретение снегоходной техники для проведении заказчиком контрольно-надзорных мероприятий в условиях трудной проходимости (преодоление валежника деревьев, пней, скрытых по снежным покровом). С учетом этого, для надлежащей эксплуатация закупаемая техника должна обладать максимальным ходом подвески в целях обеспечения безопасного движения, в противном случае малый ход подвески будет отражать все неровности в удары по корпусу, ухудшая маневрирование и причиняя неудобства водителю снегохода.
В целях экономии расхода топлива при использовании снегоходной техники более выгодным является использование системы питания с одним карбюратором на два рабочих цилиндра, так как дозировка рабочей смеси в оба цилиндра производится через одно топливно-дозирующее устройство, настроенное на определенный двигатель и режим работы. Кроме того, баланс работы двигателя внутреннего сгорания с одним карбюратором на два цилиндра более устойчивый, нежели у двигателя с двумя карбюраторами, где присутствуют перебои в работе, связанные с переобогащением или объединением рабочей смеси.
Таким образом, заказчиком разработано описание объекта закупки, позволяющее выявить в результате проведения аукциона поставщика, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать его потребностям, а также целям эффективного использования источников бюджетного финансирования.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком описания объекта закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать технические и качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 10 декабря 2013 г. N 550-п "Об утверждении положения об Управлении государственных закупок Тюменской области" Управление государственных закупок Тюменской области, является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также осуществляет полномочия заказчика в соответствии с положениями названного Закона для собственных нужд.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения совместного электронного аукциона NАЭ-2103/16 в интересах заказчиков - Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (заказчик), ГКУ ТО "Служба охраны животного мира" на право заключения государственного контракта на поставку снегоходов с начальной (максимальной) ценой контракта 2 968 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 19.04.2016 г. была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416002293.
Согласно раздела 3.1. информационной карты электронного аукциона NАЭ-2103/16 описание объекта закупки (предмет контракта) содержится в Приложении N1 к документации об электронном аукционе (Техническое задание).
В данном описании заказчиком приведены технические и функциональные (эксплуатационные) характеристики объекта закупки (снегохода) с указанием максимальных и минимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, в том числе значений показателей, которые не могут изменяться. При этом, Комиссия отмечает, что документация не содержит указания на товарные знаки (знаки обслуживания) и иные индивидуализирующие признаки, указывающие на модель снегохода конкретного производителя.
Как уже указывалось выше, заявитель в качестве обоснования своих требований приводит сравнительную таблицу с описанием характеристик трех моделей снегоходов - Тайга ВАРЯГ 550, STELS S600 Viking, YAMAHA VK 540 IV, из которых следует, что описанию объекта закупки, содержащемуся в аукционной документации, по совокупности таких характеристик как ход подвески, система питания, соответствует только снегоход Тайга ВАРЯГ 550 (производитель АО "Русская механика". Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, лишает участников закупки предложить к поставке снегоходы иных производителей, что ограничивает конкуренцию.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимо установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Как следует из пояснений заказчика, целью проведения настоящего аукциона является приобретение снегоходной техники для проведении заказчиком, как уполномоченным учреждением, контрольно-надзорных мероприятий в условиях трудной проходимости (преодоление валежника деревьев, пней, скрытых по снежным покровом). С учетом этого, для надлежащей эксплуатации закупаемая техника должна обладать максимальным ходом подвески в целях обеспечения безопасного движения, в противном случае малый ход подвески будет отражать все неровности в удары по корпусу, ухудшая маневрирование и причиняя неудобства водителю снегохода.
В целях экономии расхода топлива при использовании снегоходной техники более выгодным является использование системы питания с одним карбюратором на два рабочих цилиндра, так как дозировка рабочей смеси в оба цилиндра производится через одно топливно-дозирующее устройство, настроенное на определенный двигатель и режим работы. Кроме того, баланс работы двигателя внутреннего сгорания с одним карбюратором на два цилиндра более устойчивый нежели у двигателя с двумя карбюраторами, где присутствуют перебои в работе, связанные с переобогащением или объединением рабочей смеси.
Таким образом, установление в документации об аукционе соответствующих требований к поставляемому товару обусловлено объективной потребностью заказчика, что также служит целям эффективного использования источников бюджетного финансирования.
Как усматривается из содержания настоящей жалобы, ООО "Альфа" не является производителем испрашиваемого заказчиком товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для последующей перепродажи, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по спорным характеристикам, установленным в аукционной документации.
Довод заявителя о том, что указанными действиями заказчика по формированию предмета закупки исключается возможность поставки снегохода STELS S600 Viking, не имеет правового обоснования, поскольку заказчик осуществляет закупку исходя из собственных потребностей и не обязан установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всем существующим моделям снегоходной техники на товарном рынке.
В свою очередь, заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у него непреодолимых препятствий в возможности участия в электронном аукционе NАЭ-2103/16 в связи с указанными требованиями заказчика. При этом, из жалобы ООО "Альфа" не следует, что рынок снегоходной техники ограничивается только снегоходами конкретных моделей, упомянутыми заявителем.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, документация электронного аукциона противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения конкуренции со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Альфа" на действия Управления государственных закупок Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области, ГКУ ТО "Служба охраны животного мира" при проведении совместного электронного аукциона NАЭ-2103/16 (N 0167200003416002293) на поставку снегоходов необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 мая 2016 г. N 126
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2016