Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия на действия Администрации Исетского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N8-2016-ЭА (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300012516000011) на капитальный ремонт здания "МАОУ Бархатовская СОШ",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 29.04.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0167300012516000011.
Согласно жалобе, положения конкурсной документации не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1.Так, по мнению заявителя, является неправомерным установление срока действия контракта (до 31.12.2016 г.), не соответствующего сроку исполнения самих обязательств по контракту, что влечет дополнительные затраты на банковскую гарантию, срок действия которой обусловлен действием контракта.
2. Кроме того, в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС РФ на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при том, что указанные работы (установка пожарной сигнализации) предусмотрены документацией о закупке.
3. В проекте контракта отсутствуют условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированного размера штрафа, определенного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном ЕИС в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 05.05.2016 г. N 133 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N8-2016-ЭА (0167300012516000011).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у администрации были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Как следует из пояснений заказчика, представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, аукционная документация не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы изложенные в жалобе заявителя не находят своего подтверждения по основаниям указанным в возражениях.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, администрация Исетского района Тюменской области выступила организатором проведения электронного аукциона N8-2016-ЭА на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по объекту: капитальный ремонт здания "МАОУ Бархатовская СОШ" с начальной (максимальной) ценой контракта 18 682 439,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 12.04.2016 была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300012516000011.
1.Как следует из жалобы заявителя, установление заказчиком срока действия контракта, не соответствующего сроку исполнения самих обязательств по контракту, влечет дополнительные затраты на банковскую гарантию, срок действия которой обусловлен действием самого контракта.
Комиссия в этой связи считает необходимым отметить, что заявитель, ссылаясь на данное обстоятельство, не указывает какие конкретно положения законодательства о контрактной системе были нарушены заказчиком при установлении срока действия контракта.
В силу ч.4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Из пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) следует, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Статья 190 ГК РФ предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу части 1 статьи 420 ГК РФ под договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, в связи с чем, договор - это юридический факт, правомерное действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
С учетом изложенного, срок действия договора (контракта) определяет срок, в течение которого между сторонами по сделке существуют взаимные обязательства, предусмотренные договором.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Комиссией установлено, что проект контракта является Приложением N 2 к документации об аукционе N8-2016-ЭА и содержит срок действия контракта: с момента заключения и до 31.12.2016 г., а в части исполнения принятых сторонами обязательств - до полного их выполнения. (п. 11.1. проекта контракта).
Срок выполнения работ установлены п. 3.1. контракта: с 01.06.2016 г. по 15.08.2016 г.
Согласно пояснений заказчика следует, что указанный срок действия контракта обусловлен, в том числе, периодом на приемку результатов выполненных работ, подписание акта о приемке выполненных работ, оплату работ, а также возможным продлением установленных сроков в контракте по причине несвоевременного выполнения обязательств по контракту.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок выполнения работ и срок действия контракта не совпадают.
Из системного толкования статьи 314 и статьи 425 ГК РФ следует, что срок действия договора и срок исполнения обязательств не являются тождественными и могут не совпадать. Срок действия контракта до 31.12.2017 г. не влечет продление срока исполнения обязательства (в том числе срока выполнения работ, установленного пунктом 3.1 контракта).
В силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в спорных положениях аукционной документации (проекта контракта) нарушений законодательства о контрактной системе, при этом из жалобы заявителя не следует, каким образом условие о сроке действия контракта ущемляет его права и законные интересы относительно участия в электронном аукционе. При этом, возможные затраты, связанные с оплатой обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия которой напрямую зависит от срока действия контракта, следует отнести к предпринимательским рискам, возникающим у подрядчиков при осуществлении своей хозяйственной деятельности.
2. Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС РФ на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при том, что указанные работы (установка пожарной сигнализации) предусмотрены документацией о закупке.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Комиссией установлено, что аукционной документацией было установлено требование к участникам закупки, а именно - наличие свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от саморегулируемой организации по видам работ. При этом, требование о наличии лицензии МЧС в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 заказчиком не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ Бархатовская СОШ, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязательным условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации, является наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.
При этом в работы по капитальному ремонту здания включены работы, связанные с установкой охранной и охранно-пожарной сигнализации, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из содержания аукционной документации и проекта контракта в частности, не следует, заказчиком установлен запрет на привлечении подрядчиком, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, субподрядных организаций .
Поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о контрактной системе не устанавливает запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении государственных контрактов, участнику размещения заказа с учетом предмета открытого аукциона необходимо было представить только свидетельство СРО. В то же время, истребование иной разрешительной документации - лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является неправомерным и направлено на ограничение количества участников закупки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что работы, требующие наличия лицензии МЧС, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по капитальному ремонту здания, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, Комиссия считает неправомерном требование от участника закупки, имеющего свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления и лицензии МЧС.
3. Относительно довода заявителя об отсутствии в проекте контракта условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированного размера штрафа, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно положениям части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из указанных законоположений следует вывод о том, что проект контракта, входящий в состав документации об аукционе, уже должен содержать условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, об ответственности поставщика за просрочку исполнения своих обязательств по контракту, а именно положения о размерах штрафов и пеней, формуле расчета пеней, соответствующих Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, поскольку вносить изменения в части данных условий в проект контракта на стадии его заключения не допускается.
Комиссией установлено, что ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту установлена в разделе 9 проекта контракта, являющегося составной и неотъемлемой частью аукционной документации.
В случае, ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 2 процентов цены Контракта, что составляет ____________ рублей (п.9.6. проекта контракта).
Так, в п. 9.7. проекта контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки их исполнения, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 процентов цены контракта настоящего контракта, что составляет ____________ рублей.
Учитывая, что проектом контракта размер штрафа за неисполнение обязательств заказчиком и поставщиком установлен в виде определенного названными выше Правилами фиксированного процента от цены контракта и позволяет определить его сумму, заказчиком таким образом не допущено нарушений требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В свою очередь, заявитель не приводит объективных доказательств того, что спорные условия конкурсной документации ущемляет его права относительно возможности участия в названном открытом конкурсе и являются непреодолимыми для подачи заявки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Администрации Исетского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N8-2016-ЭА (N 0167300012516000011) на капитальный ремонт здания "МАОУ Бархатовская СОШ" необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 мая 2016 г. N 117
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2016