Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председатель Комиссии Тюменского УФАС России, руководитель Тюменского УФАС России <_>,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
заместитель начальника отдела <_>,
специалист-эксперт <_>,
с участием представителей сторон:
в отсутствии представителя ООО "Стройиндустрия" (далее также - заявитель, участник закупки) представителей заказчика МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района", уполномоченного органа: Администрация Уватского муниципального района извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на положения документации заказчика МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района", уполномоченного органа: Администрация Уватского муниципального района при проведении электронного аукциона N 75-2016 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерные сети (водопровод, электроснабжение) и улично-дорожные сети площадки под ИЖС мкр. Белый Яр, п. Туртас, Уватского района" (реестровый номер закупки 0167300024516000119),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.08.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, издан приказ от 08.03.2015 г. N 310 о проведении внеплановой проверки действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N 75-2016 (реестровый номер закупки 0167300024516000119).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика, уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно доводам жалобы аукционная документация не соответствуют правилам, содержащимся в Законе о контрактной систем, так как заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участника допусков к определенным видам работ вместо допуска СРО на генподряд.
На заседание Комиссии Тюменского УФАС России было предоставлено письменное разъяснение от МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" (письмо от 08.08.2016 N 5336), согласно которому требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, закреплены в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень таких работ определен приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". В соответствии с проектом контракта "Предметом контракта" является принятие Подрядчиком обязательств по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерные сети (водопровод, электроснабжение) и улично-дорожные сети площадки под ИЖС мкр. Белый Яр, п.Туртас, Уватского района". Кроме того пунктом 1,4 проекта контракта установлено: "В рамках обязанности, возложенной на Подрядчика п,1.2. Контракта, он обязуется собственными силами выполнить виды работ, которые указаны в Техническом задании (Приложение N 1) и Приложение N2 "Локально сметных расчетах". Таким образом, приходит к выводу МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района", участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, что и установлено в документации об аукционе N75-2016.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Так п. 3 указанной статьи документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Уватского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона N 75-2016 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерные сети (водопровод, электроснабжение) и улично-дорожные сети площадки под ИЖС мкр. Белый Яр, п. Туртас, Уватского района" (реестровый номер 0167300024516000119) в интересах заказчика: МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 21.07.2016 была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167300024516000119.
Разделом 8.1 документации о проведении электронного аукциона N 75-2016 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерные сети (водопровод, электроснабжение) и улично-дорожные сети площадки под ИЖС мкр. Белый Яр, п. Туртас, Уватского района" установлены требования к участникам электронного аукциона: "Участнику закупки необходимо предоставить Свидетельство "О допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, иных разрешительных документов на осуществление связанных с выполнением договора видов деятельности, с правом выполнения следующих видов работ:
I. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройствя"
В соответствии со статей 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Так п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" при выполнении проектирования и изыскательских работ требуется наличие СРО на следующие виды работ согласно: части I виды работ по инженерным изысканиям, части II "Виды работ по подготовке проектной документации" и части III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
В соответствии с ч. 1 ст. 49. Гражданского кодекс Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 1 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, составляя аукционную документацию заказчик обязан указать требование лицензии, свидетельства СРО в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о Контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о непрвомерности требования у участника допусков к определенным видам работ вместо требования СРО на генподряд, считает обоснованным, поскольку согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указанное требование должно быть в аукционной документации.
Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика присутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы, поскольку влекут за собой ограничение количества участников аукциона.
Таким образом, рассмотрев доводы жалобы на документацию Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок установила нарушения ст. 33 и ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе внеплановой проверки Комиссией Тюменского УФАС Росси установлено следующее.
Пунктом 1.4 проекта контракта установлено: "В рамках обязанности, возложенной на Подрядчика п.1.2 Контракта, он обязуется собственными силами выполнить виды работ, которые указаны в Техническом задании (Приложение N 1) и Приложение N 2 "Локально-сметных расчетов".
Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.
В соответствии с частю 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в силу которой запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в данном случае вывод об ограничении конкуренции путем введения запрета привлекать к выполнению работ субподрядчиков является обоснованным.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Условие о выполнении работ, являющихся предметом аукциона, без привлечения субподрядчиков может рассматриваться как не нарушающее статью 17 Закона о защите конкуренции, если заказчик докажет, что это условие включено в документацию об аукционе не для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту, а по объективным причинам. В данном случае заказчик подобных доказательств не представил, не обосновал должным образом.
В соответствии с п. 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишних дополнительных требований по сути приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии и эффективного освоения бюджетных средств.
Комиссия, проанализировав обозначенные выше к победителю об обязательном личном исполнении условий контракта, посчитала, что в данном случае заказчиком безосновательно установлены излишние требования. Установление указанных требований приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района", уполномоченного органа: Администрация Уватского муниципального района при проведении электронного аукциона N 75-2016 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерные сети (водопровод, электроснабжение) и улично-дорожные сети площадки под ИЖС мкр. Белый Яр, п. Туртас, Уватского района" (реестровый номер закупки 0167300024516000119), обоснованной.
2. Признать заказчика МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района", уполномоченного органа: Администрация Уватского муниципального района нарушившими ст.31, ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 75-2016 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерные сети (водопровод, электроснабжение) и улично-дорожные сети площадки под ИЖС мкр. Белый Яр, п. Туртас, Уватского района" (реестровый номер закупки 0167300024516000119).
3. Выдать заказчику - МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" и уполномоченному органу - Администрации Уватского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию, отмены всех протоколов, продления сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 75-2016 (N0167300024516000119)
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС
Члены Комиссии
Тюменского УФАС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 августа 2016 г. N 252
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2016