Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председатель Комиссии Тюменского УФАС России, руководитель Тюменского УФАС России <_>,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
заместитель начальника отдела<_>,
специалист-эксперт <_>,
с участием представителей сторон:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) не явился, извещен надлежащим образом,
от уполномоченного органа Администрации Тюменского муниципального района представитель Киселев А. М., по доверенности от 10.05.2016 г. N 26,
в отсутствие представителей от заказчика МКУ "Служба заказчика по Тюменской области" надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрении настоящего дела,
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на положения документации заказчика МКУ "Служба заказчика Тюменского муниципального района", уполномоченного органа: Администрация Тюменского муниципального района при проведении электронного аукциона N ЭА 102-16 на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в с.Гусево, Московского муниципального образования, Тюменского муниципального района. Строительство дорог (реестровый номер закупки 0167300000116000101),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.08.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, издан приказ от 05.08.2016 г. N 308 о проведении внеплановой проверки действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N ЭА 102-16 (реестровый номер закупки 0167300000116000101).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика, уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно доводам жалобы аукционная документация не соответствуют правилам, содержащимся в Законе о контрактной систем, так как заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования: 1. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
2. заказчик не указывает виды работ, на которые требуется допуски СРО, на тот случай, если Участник закупки будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 10.08.2016 N 100), документация об электронном аукционе на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в с.Гусево, Московского муниципального образования, Тюменского муниципального района. Строительство дорог, не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной систем:
1. Требование "обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма", установленное заказчиком, не носит избыточный характер и не является неправомерным, т. к. в Разделе 2.1 Единые требования к участникам электронного аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05. 04. 2013 N44-ФЗ Закон о контрактной системе(с учетом Раздела 5 Главы 1 Информационной карты) Главы 2 Общие положения содержатся только общие требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона О контрактной системе, требования к участнику закупки по конкретному предмету контракта конкретизированы в Разделе 5 Главы 1 Информационной карты (что отражено в названии Раздела 2.1 Главы 2 Общие положения), в котором не содержится требования об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
2. "_участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки. Учитывая вышеизложенное, установление Заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих только выполнение работ по генподряду, исключают возможность самостоятельного исполнения работ, и ограничивает круг потенциальных участников закупки". По поводу данного довода жалобы уполномоченный орган указал следующее. В соответствии с п.1 ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки". Далее уполномоченный орган ссылается на часть 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Так п. 3 указанной статьи документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Тюменского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона N ЭА 102-16 на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в с. Гусево, Московского муниципального образования, Тюменского муниципального района. Строительство дорог (реестровый номер закупки 0167300000116000101)в интересах заказчика: МКУ "Служба заказчика Тюменского муниципального района".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 22.07.2016 была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167300000116000101.
В Разделе 2.1 Единые требования к участникам электронного аукциона N ЭА 102-16 на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в с.Гусево, Московского муниципального образования, Тюменского муниципального района. Строительство дорог содержится требование "обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма", однако это общие требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе", требования к участнику закупки по конкретному предмету контракта конкретизированы в Разделе 5 Главы 1 Информационной карты (что отражено в названии Раздела 2.1 Главы 2 Общие положения), в котором не содержится требования об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Разделом 8.1 документации о проведении электронного аукциона N ЭА 102-16 на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в с.Гусево, Московского муниципального образования, Тюменского муниципального района. Строительство дорог установлены требования к участникам электронного аукциона, участнику закупки необходимо предоставить: "копия документа, подтверждающего допуск к следующим видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
Стоимость работ на право заключить договор по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ и быть не менее цены контракта, предложенной участником электронного аукциона".
В соответствии со статей 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Так п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" при выполнении проектирования и изыскательских работ требуется наличие СРО на следующие виды работ согласно: части I виды работ по инженерным изысканиям, части II "Виды работ по подготовке проектной документации" и части III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
В соответствии с ч. 1 ст. 49. Гражданского кодекс Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 1 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, составляя аукционную документацию заказчик обязан указать требование лицензии, свидетельства СРО в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о Контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о непрвомерности требования у участника только свидетельства СРО без требования всех допусков к конкретным видам работ, считает необоснованным, поскольку согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указанное требование должно быть в аукционной документации.
Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы.
Таким образом, рассмотрев доводы жалобы на документацию Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не установила нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика МКУ "Служба заказчика Тюменского муниципального района", уполномоченного органа: Администрация Тюменского муниципального района при проведении электронного аукциона N ЭА 102-16 16 на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в с.Гусево, Московского муниципального образования, Тюменского муниципального района. Строительство дорог (реестровый номер закупки 0167300000116000101), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС
Члены Комиссии
Тюменского УФАС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 августа 2016 г. N 251
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2016