Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствие представителей:
СПб ГБУК "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова" (далее - Заказчик):
ООО "СтройПроект" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14431/16 от 15.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации фасадов здания по адресу: Кирочная ул., д. 43, лит. А (2 этап) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 23.05.2016 на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200225416000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 690 136,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке дополнительных требований к участникам закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки предъявляются, в том числе следующие требования: "наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора".
Согласно п. 2 раздела 5 тома 2 документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:
Участник должен соответствовать следующим дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 31 Закона:
Наличие надлежаще оформленных производственных площадей (наличие оформленного договора аренды нежилых помещений, оформленных на праве собственности), оформленных в установленном порядке, сроком не менее чем на 2 года, общей площадью не менее 130 (сто тридцать) квадратных метров.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком в п. 2 раздела 5 тома 2 документации о закупке требования не соответствуют положениям постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии недвижимого имущества, оборудования, технических средств необходимых для надлежащего и своевременного исполнения обязательств по контракту, что не свидетельствует о праве Заказчика устанавливать произвольные дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления дополнительных требований к участникам закупки не в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Таким образом, в данной части жалоба является обоснованной.
2. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Согласно п. 4.6 подраздела 11.2 тома 2 документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки конкурсных заявок:
Порядок выполнения работ по контракту: от 0 до 80 баллов
80 баллов - приведенный порядок выполнения работ по контракту:
- содержит полное описание технологии выполнения всех работ по контракту,
- содержит предложения по организации работ по контракту.
40 баллов - приведенный порядок выполнения работ по контракту:
- содержит полное описание технологии выполнения всех работ по контракту.
- Не содержит предложения по организации работ по контракту.
0 баллов:
- Предложение по объекту закупки не предоставлено.
Под полным описанием технологии выполнения всех работ по контракту в конкурсной документации для целей конкурса понимается: приведено описание технологических операций по каждому виду реставрационных и ремонтных работ, подлежащих выполнению по контракту; приведено полное описание реставрационных технологических операций (операции), относительно технологии производства реставрационных работ; технология выполнения работ по контракту приведена участником в необходимой последовательности, соответствующей процессу выполнения работ на объекте культурного наследия.
Под неполным описанием технологии выполнения всех работ по контракту в конкурсной документации понимается: не по каждому виду реставрационных и/или ремонтных работ, подлежащих выполнению по контракту, приведено описание технологических операций, и/или приведено описание технологии не всех или не тех видов реставрационных и/или ремонтных работ, которые должны выполняться по контракту в соответствии со сметной документацией, и/или приведено неполное описание реставрационных технологических операций (операции), относительно технологии производства реставрационных работ; и/или технология выполнения работ по контракту приведена участником без учета необходимой последовательности выполнения работ на объекте культурного наследия.
Таким образом, установленный Заказчиком в документации о закупке порядок оценки конкурсных заявок не позволяет установить, какое из предложений участников закупки будет являться лучшим условием исполнения контракта. Документация о закупке не позволяет определить порядок оценки полноты представленных в заявке сведений по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Следовательно, присвоение максимального количества баллов по критерию зависит от субъективного усмотрения конкурсной комиссии Заказчика при определении полноты и достаточности сведений.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке порядка оценки, который не позволяет объективно оценить лучшее предложение в отношении объекта закупки, не соответствует п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 31, 32, 33, 50, 51, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройПроект" обоснованной в части доводов об установлении незаконных требований к участнику закупки и отсутствии порядка рассмотрения и оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2016 г. N 44-2571/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016