Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей
ГБОУ "Президентский ФМЛ N 239" (далее - Заказчик):
ООО "Стройпроэкт" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14902/16 от 21.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по поставке мебели для интерната (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.04.2016 на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200124216000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 399 992,86 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе (Часть II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке) Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки: "Сведения по показателям, для которых установлены требования, которые участник закупки не вправе менять по смысловой нагрузке. Данные требования установлены для показателей в столбцах N 4 и N 10 Приложения N 2 к части III техническое задание. При заполнении столбца N 4 и N 10 участник не должен указывать слова и выражения, которые допускают двусмысленное толкование, такие как: "или", "более", "менее", ";", "/", "возможность" и другие по неопределённому значению, а также необходимо использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании документации об аукционе в электронной форме".
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком в табличной форме установлены требования к конкретным показателям товара. Столбец N 4 данной таблица - "N показателя", столбец N 10 "Показатели, (характеристики) показатели которых не могут изменять указанных значений или требований но должны иметь конкретное значение. (ед. измерения)".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком ошибочно установлен порядок заполнения для столбца N 4, так как номер показателя не является качественной, функциональной, технологической или экологической характеристикой товара, требования к которым могут быть установлены Заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком также установлено следующее: "Сведения по показателям, для которых установлены варианты значений. Заказчик, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика). Данные требования установлены в столбце N 7 Приложения N 2 к части III техническое задание. При установлении требований к показателям, для которых установлены варианты значений заказчиком использованы такие слова (знаки препинания, символы) как: "или", ";", "/", ":". При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник должен выбрать, определить одно конкретное значение и указать его в своей заявке. При установлении требований к показателям, для которых установлены варианты значений заказчиком использованы такие слова (знаки препинания, символы) как: ",". При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник должен выбрать, несколько вариантов значений и указать его в своей заявке. (например, "Покрытие, цвет"), указываются в соответствующем столбце для каждого вида показателя с использованием знака "," (например, "Глянцевый, хром")".
Вместе с тем, столбец N 7 таблицы Приложения N 2 к техническому заданию не содержит показателей, для которых установлены варианты значений, так как его наименование - "значение показателя максимальное, "<"".
Заказчиком установлена противоречивая инструкция по заполнению первой части заявки и в части установления положений о порядке заполнения показателей, которые являются диапазоном значений, так как инструкция по заполнению первой части заявки указывает на их расположение в столбцах N 8. Вместе с тем, столбец N 8 содержит показатели, для которых указаны варианты значений.
Таким образом, доводы жалобы в части установления в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе признаны обоснованными.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующие конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пп. 29 п. 16 "Стол тип 5" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Свойства пластика HPL для столешницы. Температура наклейки пластика на основание, при градусов Цельсия по ГОСТ (указать)".
Таким образом, в Приложении N 2 к техническому заданию Заказчиком установлено требование о предоставлении сведений о соответствии товара государственному стандарту, при этом требования о соответствии какому-либо определенному государственному стандарту не установлено.
Например, согласно пп. 17 п. 15 "Стол тип 4" Заказчиком установлены следующие требования: "Четырёхкомпонентные, эксцентриковые стяжки производства Германии или аналог. (указать)".
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Законом о контрактной системе не установлено право Заказчика на установление требования к стране происхождения товара без указания производителя товара и товарного знака.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Заявитель первую часть заявки на участие в аукционе не подавал.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройпроэкт" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе;
- об установлении в документации о закупке требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- об установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2016 г. N 44-2555/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016