Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Аксиома" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 14501/16 от 16.06.2016) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение детального (инструментального) обследования в целях сохранения объекта культурного наследия "Крепость Кронштадт", расположенного на территории бывшего военного городка N 57 по адресу: город Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 7в (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 11.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002816000058. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 584 318,35 руб.
В жалобе ООО "Аксиома" указывает на неправомерные действия Заказчика в части проведения ненадлежащего порядка оценки и последующего отказа в допуске заявке по результатам предквалификационного отбора.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч. 7 ст. 56 Закона о контрактной системе, в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе, результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утвержден перечень случаев, при которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.
Согласно п. 1 Приложения 1 Постановления Правительства N 99, при проведении закупки путем конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, к участникам предъявляется дополнительное требование в виде предоставления следующих документов:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ (наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе). При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Заказчиком, в единой информационной системе 03.06.2016 опубликован протокол предквалификационного отбора, согласно которому заявка ООО "Аксиома" признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующим основаниям:
"признать несоответствующей требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с частью 4, 6 статьи 56 Закона. Обоснование решения членов комиссии: Не соответствует п. 4.2.1., п.7.6.1 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации, ч. 2 ст. 31, ч. 4, 6 статьи 56 Закона, а именно: Не представлено наличие опыта исполнения (с учетом правоприемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки, установленному в конкурсной документации, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), установленной в томе 2 конкурсной документации. Предмет закупки - выполнение детального (инструментального) обследования в целях сохранения объекта культурного наследия. Не представлены копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, указанных в п.п. 4.2.1. пункта 4 части 2 конкурсной документации, с подтверждением опыта выполнения работ входящих в ТЗ Заказчика, а именно: - архитектурно-археологические обмеры; - научно-исследовательские археологические работы (п. 2.2.1. части III. Техническое задание)".
Заказчиком, в п. 4. 2.1. Раздела 4 части 2 Конкурсной документации установлено требование:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки, установленному в конкурсной документации, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), установленной в томе 2 конкурсной документации".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в составе заявки на участие в закупке представлены копии 6 контрактов на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно пояснениям представителя Заказчика установлено, что Заказчик признал заявку Заявителя несоответствующей в виду того, что в ней не представлены контракты по предмету закупки - выполнение детального (инструментального) обследования в целях сохранения объекта культурного наследия.
Вместе с тем, согласно п. 1 Приложения 1 Постановления Правительства N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта (контрактов) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия.
Как установлено в извещении о проведении закупки, предметом выполнения работ является реставрация объекта культурного наследия.
Соответственно, толкование понятия "соответствующих предмету закупки работ" как ряда отдельных видов работ (реставрация кирпичной кладки, реставрация живописи, выполнение детального (инструментального) обследования и т.д.) в совокупности образует требование о предоставлении настолько специфического опыта, что делает невозможным его предоставление в рамках одного ранее исполненного контракта никем из участников закупки или возможным только для одного из участников закупки, что приводит к преимущественным условиям для определенных участников рынка, следовательно, положение п. 1 Приложения 1 Постановления Правительства N 99 не может подлежать подобному расширительному толкованию.
Следовательно, требование в рамках предквалификационного отбора опыта выполнения работ, включающего определенный перечень видов работ по сохранению объектов культурного наследия и требование всего перечня определенных видов работ по сохранению объектов культурного наследия в рамках одного контракта является ограничением участников закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 53 (ч. 8 ст. 56) Закона о контрактной системе, выраженное в признании несоответствующей заявки Заявителя по итогам предквалификационного отбора участников.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиома" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 53 (ч. 8 ст. 56) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2016 г. N 44-2596/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016