Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет" (далее - Заказчик):
ООО "ОП "Нева.ком" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14963/16 от 22.06.2016) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по защите жизни и здоровья студентов в местах их обучения и комплексного проживания, профессорско-преподавательского состава и сотрудников СПбГМТУ, во время их нахождения на территории СПбГМТУ, обеспечение правопорядка и предотвращение правонарушений, осуществление круглосуточного контрольно-пропускного режима, охрана зданий, сооружений и материальных ценностей на объектах СПбГМТУ (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100041116000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.06.2016 NПРО3 конкурсная заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация. 1. В двух инструкциях постов "ОП "Нева.ком" приведены обязанности охранников организаций "КОРТЭКС", "Фаворит" 2. Имеются случаи заключения договоров путем проведения электронного аукциона, без указаний реквизитов таковых (не менее 2 случаев). 3. В договорах, дополнительных соглашениях, инструкциях постов, перечнях спецсредств отсутствуют даты составления таких документов, либо подписи лиц, эти составивших, заключивших, либо утвердивших (более 40 документов) 4. Неверно указан индекс заказчика в банковской гарантии. 5. Представленный отзыв не заверен "мокрой" печатью".
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 27 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 2.1 Приложения N 1 к Информационной карте Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса": "Общий объем выполненных работ, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2011 г. по 01.01.2016 г. - 60 баллов. Предмет оценки: документация в составе заявок участников конкурса в соответствии с формой "сведения о качестве работ (услуг)".
Баллы начисляются от 0 до 20 в зависимости от следующих факторов:
- количество заключенных за 5 лет договоров (максимальный балл - 20),
- общая сумма человеко-часов охраны за 5 лет (максимальный балл - 20),
- общая стоимость работ за 5 лет (максимальный балл - 20).
В случае отсутствия сведений об опыте проведения аналогичных предмету конкурса работ - 0 баллов.
Для присуждения балов в составе заявок участников конкурса к форме "сведения о качестве работ (услуг)" должны быть приложены договоры на охрану объектов со спецификациями, являющимися неотъемлемой частью договоров, а в подтверждение того, что работы были действительно выполнены, также акты приема-сдачи выполненных работ без претензий, либо должным образом заверенные копии вышеназванных документов. В целях оценки заявок комиссией будут приниматься в расчет сведения о завершенных, либо продолжающихся работах (услугах) по объектам, имеющих подтверждающие документы (копии договоров на охрану и актов приема-сдачи выполненных работ или актов на оказанные услуги) за период с 2011 по 2016 год.".
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заявителем в составе конкурсной заявки в качестве подтверждения опыта исполнения контрактов, аналогичных предмету закупки, представлены контракты, которые не содержат обязательные для указания реквизиты.
В соответствии с п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.
Анализ конкурсной заявки показал, что Заявителем в качестве подтверждения опыта исполнения контрактов, аналогичных предмету закупки, представлены контракты, в которых отсутствуют подписи сторон.
Согласно пояснениям Заявителя данные контракты подписаны посредством электронной цифровой подписи.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие в конкурсной заявке копий контрактов без подтверждения подписания данных контрактов не позволяет определить достоверность сведений, представленных в контрактах.
Кроме того, например, согласно представленному Заявителем в составе конкурсной заявки государственному контракту N 151085 контракт заключен между Санкт-Петербургским государственным бюджетным специальным реабилитационным образовательным учреждением среднего профессионального образования - техникум для инвалидов "Профессионально-реабилитационный центр" и Заявителем. Согласно п. 2.4 Приложения N 2 к государственному контракту N 151085 "Инструкция поста" указано третье лицо ООО ОП "КОРТЭКС", которое не является стороной контракта.
В соответствии с п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Государственным контрактом возникновение прав третьего лица (ООО ОП "КОРТЭКС") не установлено.
Помимо этого, согласно официальному сайту Единой информационной системы контракт N 151085 от 30.12.2014 находится на стадии исполнения. Однако, Заявителем в составе конкурсной заявки представлен акт выполненных работ по контракту N 151085.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная комиссия Заказчика имела правовые основания для признания конкурсной заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о закупке и законодательству о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 2.1 Приложения N 1 к Информационной карте Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса": "Общий объем выполненных работ, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2011 г. по 01.01.2016 г. - 60 баллов. Предмет оценки: документация в составе заявок участников конкурса в соответствии с формой "сведения о качестве работ (услуг)".
Баллы начисляются от 0 до 20 в зависимости от следующих факторов:
- количество заключенных за 5 лет договоров (максимальный балл - 20),
- общая сумма человеко-часов охраны за 5 лет (максимальный балл - 20),
- общая стоимость работ за 5 лет (максимальный балл - 20).
В случае отсутствия сведений об опыте проведения аналогичных предмету конкурса работ - 0 баллов.
Для присуждения балов в составе заявок участников конкурса к форме "сведения о качестве работ (услуг)" должны быть приложены договоры на охрану объектов со спецификациями, являющимися неотъемлемой частью договоров, а в подтверждение того, что работы были действительно выполнены, также акты приема-сдачи выполненных работ без претензий, либо должным образом заверенные копии вышеназванных документов. В целях оценки заявок комиссией будут приниматься в расчет сведения о завершенных, либо продолжающихся работах (услугах) по объектам, имеющих подтверждающие документы (копии договоров на охрану и актов приема-сдачи выполненных работ или актов на оказанные услуги) за период с 2011 по 2016 год.".
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон "Об электронной подписи") информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что предоставление в составе конкурсной заявки документа, подписанного электронной цифровой подписью, не свидетельствует о подлинности данного документа, так как при переносе документа, подписанного электронной цифровой подписью, на бумажный носитель, сведения о подписании такого документа отсутствуют.
Комиссия УФАС установила, что конкурсная документация не содержит инструкцию по заполнению конкурсной заявки в части предоставления документов, подписанных электронной цифровой подписью.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение повлекло отклонение конкурсной комиссией Заказчика заявки Заявителя на участие в конкурсе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нева.ком" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июня 2016 г. N 44-2580/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2016