Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Рословой О.А. - начальника отдела контроля федеральной контрактной системы, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Гущина А.Ю. - заместителя начальника отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Кузьминкина Г.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): Ведешкиной Л.С. по доверенности,
ООО "Готланд" (далее - Заявитель): Шарафеевой М.Р. по доверенности, Веселовой Т.А. по доверенность,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15195-ЭП/16 от 23.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием открытого на выполнение работ по реставрации предметов мебели (19 предметов) для нужд СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200227716000043.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Готланд" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в начислении баллов участнику закупки не в соответствии с требованиями конкурсной документации и на действия Заказчика выразившиеся в уклонение от ответа на запрос участника конкурса.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявке Заявителя присвоено 13 баллов по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ".
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно п. 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с конкурсной документации по показателю "квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" заказчиком установлен следующий порядок определения баллов, присуждаемых по данному показателю - баллы начисляются в соответствии с таблицей N2, содержащимися в настоящем разделе конкурсной документации.
Таблица N 2
Виды реставрационных работ |
Профильные специалисты-реставраторы*(1) (ключевые специалисты) |
Значение показателя - минимально возможное количество работников, требуемых для выполнения работ по контракту, чел. |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Реставрация остова музейной мебели |
Художник - реставратор по мебели и произведений из мебели Высшей категории |
|
10 баллов |
<1 |
0 баллов |
||
Реставрация остова музейной мебели |
Художник - реставратор по мебели и произведений из мебели Второй категории |
|
10 баллов |
<1 |
0 баллов |
||
Реставрация остова музейной мебели |
Художник - реставратор по мебели и произведений из мебели 3 категории |
|
5 баллов |
<1 |
0 баллов |
||
Реставрация резьбы |
Художник-реставратор декоративной резьбы Высшей категории |
|
10 баллов |
<1 |
0 баллов |
||
Реставрация резьбы |
Художник-реставратор декоративной резьбы Первой категории |
|
20 баллов |
<2 |
0 баллов |
||
Реставрация тканей (обойки музейной мебели) |
Художник-реставратор по тканям Второй категории |
|
20 баллов |
<2 |
0 баллов |
||
Реставрация металлической фурнитуры мебели |
Художник-реставратор по металлу Первой категории |
|
5 баллов |
<1 |
0 баллов |
||
Реставрация и воссоздание позолоты |
Художник-реставратор по позолоте Высшей категории |
|
20 баллов |
<1 |
0 баллов |
При этом баллы по "Ключевым специалистам" определяется по сумме баллов (суммарно по профессиям, необходимым для выполнения работ по контракту), начисленных участнику, исходя из количества профильных специалистов-реставраторов, заявленных участником конкурса по каждой специальности (профессии) в форме "Трудовые ресурсы (ключевые специалисты), предлагаемые для выполнения работ", но не более 100 баллов.
Согласно конкурсной документации в случае, если участник конкурса заявил ключевого специалиста, имеющего профессию (специальность) не указанную в столбце 2 таблицы N2, но профессиональная компетенция которого (согласно документам, представленным в подтверждение квалификации данного специалиста) позволяет осуществлять деятельность по видам работ, которые указаны в столбце 1 Таблицы N2, то такой ключевой специалист также будет учитываться конкурсной комиссией при начислении баллов по данному показателю.
Таким образом, указанный порядок оценки по показателю "квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" позволяет участнику закупки представить в составе заявки любого ключевого специалиста профессиональная компетенция которого (согласно документам, представленным в подтверждение квалификации данного специалиста) позволяет осуществлять деятельность по видам работ, которые указаны в столбце 1 Таблицы N2. Однако данное условие конкурсной документации не содержит порядок оценки и количество баллов, которые будут начислены участнику закупки в случае представления им в составе заявки любого ключевого специалиста профессиональная компетенция которого (согласно документам, представленным в подтверждение квалификации данного специалиста) позволяет осуществлять деятельность по видам работ, которые указаны в столбце 1 Таблицы N2.
Анализ заявки Заявителя показал, что в ней по показателю "квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" представлены в том числе ключевые специалисты профессиональная компетенция которых (согласно документам, представленным в подтверждение квалификации данного специалиста) позволяет осуществлять деятельность по видам работ, которые указаны в столбце 1 Таблицы N2
Однако, с учётом абстрактных требований к участникам закупки по показателю "квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" конкурсная комиссия Заказчика не может надлежащим образом оценить и присвоить баллы любому участнику закупки, в том числе и Заявителю. Ввиду отсутствия надлежащего порядка оценки заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" конкурсная комиссия Заказчика должна присваивать максимальное значение баллов по данному показателю.
Следовательно, в данном случае в действиях конкурсной комиссии усматривается нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащей оценке заявки Заявителя.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 13 ст. 53 Закона о контрактной системе любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить в письменной форме или в форме электронного документа участнику конкурса соответствующие разъяснения.
Как следует из материалов жалобы Заявителя, по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заявителем в адрес Заказчика направлены запросы о даче разъяснений результатов конкурса.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, а также представил документы, согласно которым Заказчиком 22.06.2016 Заявителю направлен ответ на запрос с разъяснением результатов конкурса.
При этом Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком не направлено в адрес Заявителя разъяснения результатов конкурса.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В силу ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Жалоба Заявителя поступила в адрес антимонопольного органа 23.06.2016. Санкт-Петербургским УФАС России 27.06.2016 в адрес Заказчика направлено уведомление о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения (исх. N 78/14215/16 от 27.06.2015), в котором указано требование о приостановке определения поставщика в части подписания контракта Заказчиком до рассмотрения жалобы по существу с учетом ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе. Комиссия по рассмотрению жалобы назначена на 30.06.2016 года 11 часов 00 минут по местному времени.
Кроме того, 27.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация, о поступившей в контрольной орган жалобе на действия заказчика при проведении закупки и указано требование о приостановке определения поставщика в части подписания контракта заказчиком до рассмотрения по существу жалобы.
Однако в нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе Заказчиком 28.06.2016 заключен контракт с победителем закупки - ООО "Музейная реставрация и оборудование".
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Готланд" обоснованной в части доводов о незаконном начислении баллов Заявителю конкурсной комиссией Заказчика
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что государственный контракт заключён.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии УФАС |
|
О.А. Рослова |
Члены Комиссии УФАС |
|
А.Ю. Гущин |
|
|
Г.С. Кузьминкин |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) профессии, необходимые для выполнения работ по контракту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2016 г. N 44-2656/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2016