Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и ООО "ПолиТехноСтрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15682-ЭП/16 от 30.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на поставку мебели для пищеблока и столовой в ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.06.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200289316000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 271 500,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно разделу 11.2 Части II документации Заказчиком установлен порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Показатель: качественные характеристики объекта закупки.
Предмет оценки по показателю "качественные характеристики поставки товара": качественные характеристики поставки товара, являющегося предметом конкурса (далее - товар), выраженные в представленном участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, предложении по проведению мероприятий по доставке, погрузо-разгрузочным работам, сборке и монтажу товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки.
Предложение должны быть направлено на обеспечение качественной и эффективной поставки товара, включая соблюдение установленных технических норм и правил, в том числе внутренними локальными актами участника, регулирующих этапы поставки товара: доставку, разгрузку, монтаж и сборку мебели. Описание процессов доставки, разгрузки, сборки, монтажа должно учитывать реализацию производственных процессов участника конкурса в условиях образовательного учреждения с учетом предположительного объема партии товара, вида поставленного товара, размещения товара в помещениях образовательного учреждения, исключения загромождения помещений образовательного учреждения, оставления мусора от упаковки, соответствия качества сборки установленным требованиям.
Порядок оценки заявок по показателю:
Под предложением по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки для целей предмета оценки понимается описание в заявке следующих мероприятий:
1) по обеспечению безопасности и эффективности доставки товара, являющегося предметом конкурса*(1);
2) по обеспечению безопасности и эффективности погрузо-разгрузочных работ товара, являющегося предметом конкурса*(2)
3) по обеспечению безопасности и эффективности монтажа и сборки товара, являющегося предметом конкурса*(3).
Предложение по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки должно содержать описание всех мероприятий и сведений, предусмотренных конкурсной документацией для данного предложения, не должно противоречить требованиям действующего законодательства и требованиям конкурсной документации.
Участник конкурса вправе представить предложение по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки на каждом этапе поставки товара, либо представить предложение содержащее описание нескольких из указанных этапов поставки (выборочно, по своему усмотрению), или не представлять вышеуказанные предложения участника конкурса по показателю "качественные характеристики объекта закупки". Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе предложения по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Порядок определения баллов (пропорциональная шкала оценки) по показателю "качественные характеристики объекта закупки":
100 баллов - участником конкурса представлено предложение по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки соответствующие требованиям конкурсной документации;
70 баллов - участником конкурса представлено предложение по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки, содержащее описание, соответствующее требованиям конкурсной документации, описывающее не менее двух из этапов поставки товара.
30 баллов - участником конкурса представлено предложение по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки, содержащее только один из этапов поставки, соответствующий требованиям конкурсной документации.
0 баллов - участником конкурса не представлено в составе заявки либо представлено не соответствующие требованиям конкурсной документации предложение по проведению мероприятий доставки, погрузо-разгрузочных работ, сборки и монтажа товара, свидетельствующих об обеспечении качества и безопасности объекта закупки.".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Предметом закупки является поставка товара.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
В соответствии с п. 1 ст. 510 Гражданского кодекса Российской Федерации доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный в документации о закупке порядок оценки конкурсных заявок приводит к ограничению количества участников закупки. Законодательством о контрактной системе не установлена обязанность поставщика осуществлять доставку товара Заказчику лично, с использованием транспортных средств поставщика. Участником закупки может быть заключен договор транспортной экспедиции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом такой договор может быть заключен после определения победителя закупки. Заключение договора транспортной экспедиции между участником закупки и третьим лицом (транспортной организацией) влечет для участника закупки дополнительное финансовое обременение, однако лучшее предложение исполнения контракта может быть предложено другим участником закупки по результатам рассмотрения и оценки конкурсных заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Так как предметом закупки является поставка товара, а не доставка товара, которая входит в предмет закупки, порядок оценки конкурсных заявок, установленный в документации о закупке, ставит в неравное положение участников закупки, которые не имеют на праве собственности, аренды или ином законном праве транспортных средств в наличии на момент подачи конкурсных заявок.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требований к описанию в конкурсном предложении участника закупки условий хранения товара до его доставки Заказчику, а также к описанию складских помещений участника закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии со ст. 518 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.
В соответствии со ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
3. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
4. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. Правила, предусмотренные ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются, если Гражданским кодексом Российской Федерации или другим законом не установлено иное.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание в составе конкурсной заявки складских помещений и условий хранения товара до поставки Заказчику не может являться надлежащим порядком оценки, так как предметом закупки является поставка товара, а не производство и хранение товара. В соответствии с законодательством Российской Федерации поставщик обязан поставить товар надлежащего качества. Гражданским кодексом Российской Федерации установлен порядок регулирования поставки товара надлежащего качества. Поставщик товара может не являться производителем товара, следовательно, на момент подачи конкурсной заявки условия хранения не будут известны такому участнику закупки, что является ограничением количества участников закупки.
Следовательно, описание условий хранения товара до поставки товара и описание складских помещений не свидетельствуют о большем профессионализме участника закупки и не являются надлежащим порядком оценки конкурсных заявок.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления требований к содержанию конкурсной заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПолиТехноСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Мероприятия по повышению безопасности и эффективности доставки товара, являющегося предметом конкурса, должны быть описаны, в том числе с указанием порядка и условий хранения товара до его доставки заказчику, включая описание необходимых для хранения товара складских помещений (при наличии) с указанием информации о праве владения в отношении складских помещений (аренда, право собственности, иное законное основание, с указанием необходимых реквизитов правоустанавливающих документов); порядка доставки товара, включая описание грузовых транспортных средств, на которых товар будет доставляться заказчику, в том числе наименование автотранспортного средства (марка, модель), года выпуска, информация о праве владения в отношении грузовых транспортных средств (аренда, право собственности, иное законное основание, с указанием необходимых реквизитов правоустанавливающих документов), порядка обеспечения бережной и безопасной доставки товара заказчику, включая описание тары и (или) упаковки, маркировки товара, обеспечивающей сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортировки.
*(2) Мероприятия по обеспечению безопасности и эффективности погрузо-разгрузочных работ товара, должны быть описаны, в том числе, с указанием порядка погрузо-разгрузочных работ товара, являющегося предметом конкурса, мероприятий по обеспечению безопасности погрузо-разгрузочных работ производственного персонала, осуществляющего погрузо-разгрузочные работы (по должностям), соблюдению установленных норм и правил при разгрузке товара, описание необходимых для погрузо-разгрузочных работ грузоподъемных средств с указанием количества и основными техническими характеристиками указанных средств.
*(3) Мероприятия по повышению безопасности и эффективности монтажа и сборки товара, являющегося предметом конкурса, должны быть описаны, в том числе, с указанием порядка монтажа и сборки товара для различных групп товара, мероприятий по обеспечению безопасности монтажа и сборки товара, производственного персонала, осуществляющего монтаж и сборку товара, описание необходимых для монтажа и сборки товара технических средств и инструментов, описание мероприятий по проверке качества собранного товара.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2016 г. N 44-2662/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2016