Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Введенский (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Меридиан" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 15874-ЭП/16 от 04.07.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский (извещение N 0172300004316000003) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.05.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300004316000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 400 190 ,14 рублей.
В жалобе ООО "Меридиан" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, в утверждении документации об аукционе, не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к товарам, которые используются для выполнения работ" к части III "Техническое задание" документации об аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Например, товару по позиции 7 "Камни бортовые Тип 2" Заказчиком установлены требования: "Требования к качеству: качество бортовых камней должно соответствовать требованиям нормативных документов по ГОСТ 6665-91. Камни бортовые должны быть прямые рядовые. Камни бортовые должны быть изготовлены из мелкозернистого бетона. Требования к техническим характеристикам: камни должны быть прочными и трещиностойкими. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90 (девяносто) % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года. Значение показателя водопоглощения бетона камней должно быть меньше 6 (шести) %. Марка щебня по прочности на сжатие в бетонной смеси должна быть не ниже 1000. Марка щебня по морозостойкости в бетонной смеси должна быть не ниже F200. Трещины на поверхности камней не допускаются. Категория лицевой бетонной поверхности - А6, для нелицевой поверхности - А7. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно строго перпендикулярны. Бетон камней должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5; значение показателя водоцементного соотношения должно быть не более 0,4 (ноля целых и четырех десятых). Материалы, применяемые для изготовления бортовых камней, должны иметь значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф менее 300 (трехсот) Бк/кг. Требования к размерам: длина должна быть 100 (сто) см, ширина должна быть 20 (двадцать) см, толщина должна быть 8 (восемь) см".
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе ФЗ участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Заказчик указал основные характеристики бортовых камней, а также установил требование об их соответствии требованиям ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", что будет соответствовать его потребностям.
Однако Заказчиком установлены требования к описанию не только самого товара (бортовые камни), но и требования к подробному описанию компонентов, входящих в состав товара: значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона; значение показателя водопоглощения бетона камней; марка щебня по прочности на сжатие в бетонной смеси; марка щебня по морозостойкости в бетонной смеси; значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов материалов, применяемых для изготовления бортовых камней.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.
Также документацией об аукционе помимо конкретных показателей непосредственно товаров, использующихся при выполнении работ, предусмотрено предоставление конкретных показателей компонентов, применяемых при изготовлении указанных товаров (на примере товара по позиции 7 "Камни бортовые тип 2"), в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
2. Также Заявитель указывает на использование Заказчиком при описании объекта закупки нестандартных требований.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчиком использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 4.3 части III "Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком установлено следующее требование:
"Подрядчик обязан обеспечить безопасность процесса выполнения работ, безопасность результата работ для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе обязан обеспечивать выполнение работ с соблюдением норм пожарной безопасности (СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)".
Однако правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утратили силу с 22 июля 2012 года на основании приказа МЧС России от 31 мая 2012 года N 306, следовательно, данное требование является нестандартным, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Оставшиеся доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель своим правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меридиан" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33), ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2016 г. N 44-2736/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016