Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешнева,
при участии представителей:
Тендерного комитета: Гильмановой Д.Ф.,
ГБОУ города Москвы "Школа N 947": Буваевой Б.В., Квитковского И.И.,
ООО "АЛЬЯНС-ЭКСПЕРТ": Арищенкова И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬЯНС-ЭКСПЕРТ" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ города Москвы "Школа N 947" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Включает в себя: техническое обслуживание инженерных систем, аварийно - диспетчерская служба, техническое обслуживание систем вентиляции, подготовка систем отопления, теплоснабжения и водоснабжения к зимнему периоду (бюджет 2016 года)(Совместные торги) (Закупка N 0173200001416000355) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.06.2016 NМГ/24682 документы и сведения.
На основании п. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п.17.1 Информационной карты: "В случае отсутствия в составе документации формы "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы", либо не заполнении заказчиком такой формы, участник аукциона предоставляет согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг, для которых используется товар".
Вместе с тем, в п. 17.1 Информационной карты отсутствует требование о представлении в составе первой части заявки на участие в аукционе согласие, предусмотренное п. 2 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Однако в разъяснениях положений аукционной документации NРД6 от 30.05.2016 Заказчик указывает: "п.6 "Провод" при заполнении характеристик по данному пункту, Участникам закупки необходимо указать данные производителя", что свидетельствует о необходимости представления участниками закупки сведений о конкретных показателей характеристик предлагаемых товаров в составе первой части заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в составе аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, , в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Руководствуясь ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчиком выбран код ОКПД2 43.99.90.190 Техническое обслуживание текущий ремонт административных зданий, сооружений, территорий, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 19704331,22 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Информационной карте аукционной документации Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в п.17.2 Информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены требования ко второй части заявки о предоставлении, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99, копии (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно примечанию к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 99.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что действия Заказчика, в части неустановления в Информационной карте аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки и требований к составу второй части заявки на участие в аукционе, а также группы строительных работ нарушают положения ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе..
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, а также инструкции по заполнению первых частей заявок, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
- - п.1 "Кабель тип 1": гарантийный срок эксплуатации кабеля 15 лет, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 31996-2012 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) гарантийный срок эксплуатации кабеля равен 5 лет.
- - п.1 "Трубы стальные водогазопроводныене оцинкованные": класс точности резьбы - не ниже В, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 3262 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) класс точности резьбы стальных труб должен быть только В.
- - п.1 "Трубы стальные водогазопроводныене оцинкованные": трубы имеют сплошное цинковое покрытие по всей поверхности толщиной, что, по мнению Заявителя, является противоречивым и может ввести в заблуждение участников закупки;
- п.3 "Трубы двустенные гофрированные зондом": степень повреждения по длине > 70%, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как из данного положения аукционной документации следует, что поставляемый товар должен быть поврежденный, что может вводить в заблуждение участников закупки;
- п.3 "Трубы двустенные гофрированные зондом": температуры эксплуатации труб - от 30* до 75*, что, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как Заказчиком не установлено требование в к единице измерения вышеуказанного показателя;
- п.4 "Эмаль пентафлевая, глянцевая, однокомпонентная": срок службы покрытия 4 лет, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 6465-75 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанный параметр отсутствует;
- п.4 "Эмаль пентафлевая, глянцевая, однокомпонентная": пленка - глянцевая или матовая, что, по мнению Заявителя, является противоречивым и может ввести в заблуждение участников закупки;
- п.4 "Эмаль пентафлевая, глянцевая, однокомпонентная": два кг эмали разбавляется 700; при разбавлении эмалей растворителем в количестве не более 10% (от массы эмали) вязкость эмали
96 с, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как вышеуказанные требования регламентируют качественные характеристики разбавителя необходимого к использованию при выполнении работ товара;
- п. 6 "Провод": марка - ПВ2, ПВ3, что по мнению Заявителя, является неправомерным так как вышеуказанный характеристики не соответствуют ГОСТ 31969-2012;
- п.8 "Трубы стальные водогазопроводные" Заказчиком установлено требование по параметру "условный проход трубы", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в ГОСТ 8734-75 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанный параметр отсутствует;
- п.8 "Трубы стальные водогазопроводные": условный проход трубы - от 30 до 80 мм; условный проход трубы - от 20 до 50 мм, что, по мнению Заявителя, является противоречивым и может ввести в заблуждение участников закупки;
- п.8 "Трубы стальные водогазопроводные": Заказчиком установлены требования по параметрам "Трубы выдерживают испытания на загиб вокруг оправки радиусом"; "Число ниток при условном проходе должно быть"; "Трубы должны выдерживать испытание на сплющивание до расстояния между сплющиваемыми поверхностями, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 3262 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентирует требования к вышеуказанным параметрам;
- п. 10 "Кран шаровый латунный": Заказчиком установлены требования по параметрам "Внутренний диаметр прохода крана"; "Длина крана"; "Высота от центра проходного отверстия до ручки", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 21345-2005 и ГОСТ Р 54808-2011 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентирует требования к вышеуказанным параметрам;
- п. 10 "Кран шаровый латунный": Временное сопротивление разрыву материала при литье под давлением или центробежном литье или литье в песчаную литейную форму или кокильном литье 150 (16) Н/мм2 (кгс/мм2); Относительное удлинение при разрыве материала<18%; Твердость по Бринеллю сплава
100 НВ; Средний срок службы крана
5 лет; Соединения крана обеспечивают герметичность (отсутствие протечек) и выдерживают максимальное давление кгс/см2, что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
- п. 11 "Смазка" Заказчиком установлено требование о соответствии вышеуказанного товара ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества", ГОСТ 1033-79 "Смазка солидол жировой", ГОСТ 1957-73 "Смазка консталин", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как Заказчиком установлены требования о соответствии данного товара ГОСТам с различными характеристиками;
- п.12 "Раствор цементно-известковый" Заказчиком установлено требование по параметру "средняя прочность раствора", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 28013-98 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентирует требования к вышеуказанным параметрам;
- п.13 "Грунтовка воднодисперсионная для оштукатуренных поверхностей внутри и снаружи помещений": одного килограмма грунтовки должно хватать 3 м2 покрытия; расход грунтовки
100 г/м2, что, по мнению Заявителя, является неправомерным и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки так как вышеуказанные требования являются неисполнимыми.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬЯНС-ЭКСПЕРТ" на действия ГБОУ города Москвы "Школа N 947" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Д.С. Грешнева
исп. А.Г. Абегян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2016 г. N 2-57-5973/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016