Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет": Бояриновой М.Ю., Колодкиной Е.В., Божевольнова М.Ю.,Самохина И.А.,
при участии представителя ООО "ГрандПартнер": Петровского С.Л.,
рассмотрев жалобу ООО "ГрандПартнер" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса право заключения контракта на на поставку мебели для Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский Педагогический Государственный Университет" (Закупка N 0373100116216000061) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации, нарушающей законодательство Российской Федерации об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.06.2016 NМГ/23730 документы и сведения.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в конкурсной документации неправомерных требований к поставляемым товарам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлены требования к характеристикам материалов, применяемых при производстве товаров, требуемых к поставке, а также установлены следующие неправомерные требования к поставляемым товарам:
- к товару "Кровать с матрацом" установлены требования к характеристикам "Влажность", "Покоробленность" "Предел прочности при изгибе", "Предел прочности при растяжении перпендикулярно к пласти плиты", "Размер сечения", что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями к поставляемому товару, а также неправомерно установлено требование "Минимальная температура функционирования: не более +5°С", что, по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что поставляемая кровать должна быть непригодна к использованию при 0°С;
- к товару "Шкаф" установлены требования к классу эмиссии в зависимости от содержания формальдегида, что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием к товару. а также установлены следующие требования: "Материал ЛДСП должен быть марки Р1; Р2", "Модуль упругости при изгибе для марки Р2", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в конкурсной документации установлено требование к минимальной температуре функционирования кровати, при этом представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими сведениями, в частности, регламентами и стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены вышеуказанные требования к поставляемым товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования конкурсной документации Заказчика к товарам "Кровать с матрацом", "Шкаф" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в открытом конкурсе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное описание Заказчиком в конкурсной документации характеристик товара "Кровать с матрацом" без указания ГОСТ, которому должен соответствовать данный товар, а также указывает на неправомерное установление Заказчиком в конкурсной документации следующих требований к поставляемым товарам: в п. "Полка книжная навесная" установлено требование "Толщина кромки ПВХ: должна быть 2,0, от 0,3 мм", п. "Стол письменный" установлено требование "Толщина кромки ПВХ: должна быть 2,0/ от 0,3 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке отсутствует указание на то каким образом участникам закупки необходимо читать требования к поставляемым товарам, указанные с использованием данных символов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкцией по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе предусмотрено в том числе следующее положение: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", знака "/",- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз, знак".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при описании требований к товару "Кровать с матрацом" таким обозом, что участники закупки вправе предложить к поставке товар, не соответствующий требованиям ГОСТ, действующим на территории Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что требования Заказчика к товарам "Полка книжная навесная", "Стол письменный" препятствуют формированию заявки на участие в закупке.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное неустановление Заказчиком в конкурсной документации требования о том, что все поставляемые товары должны быть новыми, не бывшими в употреблении, а также неправомерно не установлены требования к гарантийным обязательствам исполнителя государственного контракта.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о том, что поставляемый товар должен быть новым установлен в п. 1.3 проекта государственного контракта, требования к гарантийным обязательствам исполнителя установлены в ст. 5 проекта государственного контракта.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в конкурсной документации установлен неправомерный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
П. 20 Правил установлено, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в и Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном - Правил.
На основании п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В конкурсной документации Заказчика установлен следующий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
- "Показатель К1 - Предложения участника конкурса по характеристикам поставляемых товаров" установлена оценка заявок по параметрам: "Соответствие предлагаемых к поставке товаров требованиям конкурсной документации в части эксплуатационных характеристик товара. Под эксплуатационными характеристиками понимаются показатели характеризующие среду, в которой товар нормально функционирует и сохраняет свои потребительские свойства (например: температура применения, относительная влажность и т.п.). При полном соответствии всех предлагаемых к поставке товаров требованиям документации заявке участника присваивается 40 баллов; при наличии в предложении участника не соответствия требованиям по 1-му из предлагаемых к поставке товаров заявке такого участника присваивается 10 баллов; при наличии в предложении участника не соответствия требованиям по 2-м из предлагаемых к поставке товаров заявке такого участника присваивается 5 баллов; при наличии в предложении участника не соответствия требованиям по 3-м из предлагаемых к поставке товаров заявке такого участника присваивается 0 баллов"; "Соответствие предлагаемых к поставке товаров требованиям нормативных документов. По данному показателю оценивается наличие в составе заявки участника сведений о соответствии предлагаемых к поставке товаров требованиям нормативных документов. При наличии в составе заявки сведений о соответствии требованиям нормативным документам по всем предлагаемым к поставке товарам заявке участника присваивается 20 баллов; При отсутствии сведений о соответствии требованиям нормативным документам по 1-му из товаров, предлагаемых к поставке заявке участника присваивается 7 баллов; При отсутствии сведений о соответствии требованиям нормативным документам по 2-м из товаров, предлагаемых к поставке заявке участника присваивается 5 баллов; При отсутствии сведений о соответствии требованиям нормативным документам по 3-м из товаров, предлагаемых к поставке заявке участника присваивается 3 балла; При отсутствии сведений о соответствии требованиям нормативным документам более чем по 3 товарам заявке участника присваивается 0 баллов", а также указано: "Заявка участника признается не соответствующей требованиям документации при наличии в ней 4-х и более ошибок по эксплуатационным характеристикам товаров не влияющим на его потребительские свойства. Под эксплуатационными характеристиками понимаются показатели характеризующие среду, в которой товар нормально функционирует и сохраняет свои потребительские свойства (например: температура применения, относительная влажность и т.п.). Кроме того, заявка участника признается не соответствующей требованиям документации при наличии в ней хотя бы одной ошибки ухудшающей качество товара в связи с тем, что участником предлагается к поставке товары с характеристиками отличными от требований установленных конкурсной документацией, и/или в заявке участника непредставлена информация по одной и более техническим характеристикам установленным в Приложении N1 к ТЗ (Форма 3 "Предложение о качественных, функциональных иэкологических характеристиках объекта закупки").Либо наличие в такой заявки не достоверных сведений в отношении товаров предлагаемых к поставке";
- "Показатель К2 - Предложение участника о происхождении поставляемых товаров" установлен следующий порядок оценки заявок: "В данном показателе участник конкурса указывает описание сведений о: наименовании производителей, товарных знаках товаров (материалов), фирменных наименованиях товаров (материалов), месте происхождения товаров (материалов), сайты производителей, адреса производителей по форме предусмотренной конкурсной документацией. Оценка предложения производится по следующим параметрам: наличие сведений о происхождении поставляемых товаров. При полном наличии сведений о происхождении товара по всем товарам подлежащим поставке заявке участника присваивается 40 баллов; При не полном наличии сведений о происхождении товара по 1-2 товарам заявке участника присваивается 10 баллов; При не полном наличии сведений о происхождении товара по 3-4 товарам участнику присваивается 2 балла; При не полном наличии сведений о происхождении товара по 5 и более товарам заявке участника присваивается 0 баллов Под полным наличием сведений о происхождении описываемого товара понимается описание сведений о: наименовании производителя, сайта производителя или об его отсутствии, товарном знаке товара (материала) или об его отсутствии, фирменного наименования товара (материала), месте происхождении товара (материала), адресе производителя. Под не полным наличием сведений о происхождении описываемого товара понимается отсутствие хотя бы одних из следующих сведений: наименовании производителя, сайта производителя или об его отсутствии товарном знаке товара (материала) или об его отсутствии, фирменного наименования товара (материала), месте происхождении товара (материала), адресе производителя".
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в конкурсной документации указанного порядка оценки заявок, поскольку в конкурсной документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям, отсутствует перечень нормативных документов соответствие поставляемых товаров которым является предметом оценки заявок.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
При этом, в силу ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" путем оценки наличия у участника закупки опыта поставки мебели в образовательные учреждения с 2012 по 2015 года, поскольку требование о том, что оценке подлежит только опыт поставки в образовательные учреждения может повлечь ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, а именно свидетельствующих о том, что установленный в конкурсной документации критерий определения сопоставимости контрактов, представленных участником закупки в подтверждение наличия у участника закупки опыта поставки товаров может повлечь ограничение количества участников закупки, а также установлен в нарушение требований законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя об установлении Заказчиком неправомерного порядка оценки конкурсных заявок по показателю оценки "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ГрандПартнер" на действия ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к поставляемым товарам, а также утверждения неправомерного порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: А.В. Гордуз
Члены комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2016 г. N 2-57-5771/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016