Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Ермаковой М.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
при участии представителей:
ГКУ Дирекция ДогМ: Буваевой Б.В., Кравченко А.В.,
ООО "Эверест": Винокурова К.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "Эверест" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Дирекция ДогМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право оказания услуги по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий ГКОУ во II полугодии 2016 года (СКОШИ N 102, КШИ N 11, КШИ "Навигацкая школа", "Школа N 2124"(среди СМП и СОНО)) (Закупка N 0373200173916000405) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.05.2016 NМГ/21921 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Приложении N1 к Техническому заданию требований к товарам, при этом, Заказчиком не установлен объем поставляемых товаров.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к товарам, в частности: п."Средство, предназначенное для чистки и полировки поверхностей из нержавеющей стали", п."Средство для очистки твердых поверхностей", п."Сильно щелочное пенное моющее средство", п."Средство для очистки и удаления пятен", п."Специальное средство для предотвращения скольжения на полах", п."Средство для предотвращения образования пены в водных, водно-масляных и масляно-водных средах моющих растворов в моющих пылесосах, ковромоечных и поломоечных машинах", п."Нейтральное низкопенное моющее средство", п."Универсальное моющее средство", п."Средство для мойки пола", п."Средство для очистки стеклянных поверхностей", п."Средство для очистки стеклянных поверхностей в зимнее время", п."Средство для поддержания чистоты офисной техники", п."Средство для очистки оргтехники", п."Пакеты для мусора", п."Пакеты для мусора", п."Пакеты для мусора", п."Средство для удаления неприятных запахов", п."Средство для чистки мягкой мебели", п."Пятновыводитель", п."Средство для очистки ковровых покрытий", п."Чистящее средство для удаления кальциевых отложений с сантехники", п."Полироль для мебели", п."Освежитель воздуха", п."Полотенца бумажные", п."Бумага туалетная", п."Мыло жидкое", п."Чистящее средство для сантехники", п."Средство против ржавчины", п."Средство для удаления жевательной резинки", п."Средство для дезинфекции", п."Мыло туалетное", п."Средство для мойки полов", п."Твердое мыло", п."Мыло хозяйственное", при этом в аукционной документации отсутствует объем используемых при оказании услуг товаров, что не позволяет сформировать свое ценовое предложение.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары используются при оказании услуг, при этом из положений аукционной документации предоставляется возможным определить при выполнении каких работ и в каком объеме используются данные товары с учетом указания категорий и видов оказываемых услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий, периодичности выполнения, а также указания площади здания, количества и общей площади остекления окон.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, невозможность формирования участником закупки ценового предложения, а также подтверждающих каким образом указанные положения аукционной документации препятствовали подаче заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в Техническом задании аукционной документации.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ. При этом, по мнению Заявителя, отсутствует указание каким ГОСТ должны соответствовать товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком при составлении Формы 2 использованы не все символы, знаки и словосочетания указанные в инструкции по заполнению заявки.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Символ "_" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения", "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения", "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения", "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему", "Символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему", "Слова "Не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения", "При этом, символы "
", "<", ">", "
", "
" устанавливаются в требуемом значении Сведений о товарах слева от числового значения показателя", "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", "Символы "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения", что по мнению Заявителя ограничивает количество участников закупки, поскольку вышеуказанные символы, знаки и словосочетания не используются при описании требований к товарам.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы в частности не представлено доказательств подтверждающих, каким образом вышеуказанная инструкция по заполнению заявки ограничивает количество участников закупки, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
В Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
- п. 24 "Полотенца бумажные":
-Количество слоев: Не менее 2 слоев,
-Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям во влажном состоянии: Не менее 0,2 Н.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п. 24 Приложения N1 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ Р 52354-2005 "Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия" Таблица 2 значение параметра "Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям во влажном состоянии" в многослойных полотенцах составляет не менее 0,4 Н, что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п. 25 "Бумага туалетная" - Поверхностная впитываемость 0,01 мл воды: Не менее 5 не более 7 с.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п. 25 Приложения N1 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ Р 52354-2005 Таблица 2 значение параметра "Поверхностная впитываемость 0,01 мл воды" не должно быть более 5 с, что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п. 1 "Средство, предназначенное для чистки и полировки поверхностей из нержавеющей стали" - Характеристика: образовывать на поверхности легкую защитную пленку, которая будет скрывать дефекты поверхности и долго сохранять чистоту.
- п. 10 "Средство для очистки стеклянных поверхностей" - Свойства: Средство должно обладать хорошим моющим и обезжиривающим действием.
- П.11 "Средство для очистки стеклянных поверхностей в зимнее время" - Свойства: Средство должно обладать хорошим моющим и обезжиривающим действием.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.1, п.10, п.11 Приложения N1 к техническому заданию, так как данные требования является не объективным и некорректным, при этом из данного требования не возможно идентифицировать потребность Заказчика, что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п. 4 "Средство для очистки и удаления пятен" - Свойства: не вызывать повреждений на окрашенных или покрытых мастикой поверхностях.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.4 Приложения N1 к техническому заданию, Так как согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", при этом в ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации Заказчиком дан ответ, что данный параметр должен остаться без изменения, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На основании ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам в п.24, п. 4 Приложения N1 к техническому заданию, также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии. Кроме того, Заказчик согласился с доводами жалобы в части установления неправомерных требований по п.10, п.11, п.25, п.1 Приложения N1 к техническому заданию, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 24 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям Приложения N1 к техническому заданию, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя цифровые значения характеристики товара по 12 "Средство для поддержания чистоты офисной техники" Приложения N1 к техническому заданию указаны прописью: "в состав входит бутилгликоль не более трех процентов, ароматизаторы, неионные ПАВ, полидиметилсилокан, обессоленная вода", что согласно доводам жалобы Заявителя может повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования позволяют идентифицировать потребность Заказчика и не ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст.105 Закона о контактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части невозможности идентифицировать потребность Заказика и сформировать заявку на участие в данном аукционе на условиях аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
6. Также Заказчиком в Приложении N1 к техническому заданию установлены требования к товарам используемым при оказании услуг, в частности:
- п. 31 "Мыло туалетное" - Состав: подходит для ежедневного ухода за кожей детей и взрослых.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. 31 Приложении N1 к техническому заданию, поскольку объектом закупки является "Услуги по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий", таким образом данное требование является завышенным и не обоснованным и не может повлиять на качество выполняемых работ, что ограничивает количество участников
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эверест" на действия ГКУ Дирекция ДогМ обоснованной в части установленния неправомерных требований к товарам по п.24, п. 4, п.10, п.11, п.25, п.1 Приложении N1 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: М.В. Ермакова
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Бруев
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2016 г. N 2-57-5326/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2016