Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Ермаковой М.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Грешневой Д.С.,
при участии представителей Московской городской Думы: Меня И.В., Григорьевой В.Г., Казаряна А.Ю., а также в отсутствие представителей ООО "Автокаскад"., о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/23658 от 07.06.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Автокаскад" (далее - Заявитель) на действия Московской городской Думы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по управлению процессами организации содержания имущества, находящегося в управлении Московской городской Думы в 2016-2018 годах (Закупка N0173200001716000007) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/23658 от 07.06.2016).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки, а именно, Заказчиком установлены следующие требования:
· п.1.1 "Товары и материалы, применяемые при оказании услуг по технической эксплуатации объекта" технического задания аукционной документации установлены требования к товарам не позволяющие определить потребность Заказчика и предложить к использованию при оказании услуг товар, соответствующий требованиям аукционной документации, а именно: по п. 10 "Средство для мойки посуды": Класс загрязнения воды: Не хуже 2; п. 1 "Универсальное моющее средство": Класс загрязнения воды: Не выше 2 мг/кг; п. 11 "Средство для механизированной уборки": Класс загрязнения воды: Не хуже 2; п. 12 "Универсальное чистящее средство": Класс загрязнения воды: Не хуже 1; п. 13 "Средство для пропитки камня": Класс загрязнения воды: Не хуже 1; п. 14 "Универсальный спиртовой очиститель": Класс загрязнения воды: Не хуже 2; п. 15 "Средство для глубокой чистки": Класс загрязнения воды: Не хуже 1; п. 16 "Интенсивный очиститель": Класс загрязнения воды: Не хуже 2; п. 17 "Средство для санитарных помещений": Класс загрязнения воды: Не хуже 1; п. 18 "Специальное средство для уборки трудносмачиваемых полов": Класс загрязнения воды: Не хуже 2. Вместе с тем, Заказчиком установлены требования являющиеся излишними и не влияющими на качество оказания услуг, а именно: п. 13 "Средство для пропитки камня": "категория опасности при транспортировке не хуже 3"; п. 5 "Универсальное моющее средство": Цвет: Бесцветный; зеленый; п. 7 "Средство для удаления граффити": Цвет Кремовый; прозрачный; п. 10 "Средство для мойки посуды": Цвет: Зеленый; светло-желтый; п. 11 "Средство для механизированной уборки": Цвет Бесцветный; молочный; п. 12 "Универсальное чистящее средство": Бесцветный; розовый; п. 13 "Средство для пропитки камня": Цвет Молочный; бесцветный; п. 14 "Универсальный спиртовой очиститель": Цвет Бесцветный; зеленоватый; п. 15 "Средство для глубокой чистки": Цвет Красный; бесцветный; п. 16 "Интенсивный очиститель": Цвет зеленовато-голубой; прозрачная; п. 17 "Средство для санитарных помещений": Цвет [зеленый]; п. 18 "Специальное средство для уборки трудносмачиваемых полов": Цвет [синий].
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими техническими регламентами и стандартами установлены вышеуказанные требования по п. 10 "Средство для мойки посуды", п. 1 "Универсальное моющее средство", п. 11 "Средство для механизированной уборки", п. 12 "Универсальное чистящее средство", п. 13 "Средство для пропитки камня", п. 14 "Универсальный спиртовой очиститель", п. 15 "Средство для глубокой чистки", п. 16 "Интенсивный очиститель", п. 17 "Средство для санитарных помещений", п. 18 "Специальное средство для уборки трудносмачиваемых полов", п. 13 "Средство для пропитки камня", п. 5 "Универсальное моющее средство", п. 7 "Средство для удаления граффити", а также не предоставил сведения от поставщиков (производителей), подтверждающих возможность предоставления участниками закупки в первой части заявки конкретных показателей по вышеуказанным характеристикам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены Заказчиком в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно доводам жалобы в техническом задании аукционной документации Заказчика указаны противоречивые сведения, а именно, согласно п. 6.8 Технического задания: расходные материалы, запасные части, химические средства и средства гигиены, необходимые для оказания услуг должны предварительно согласовываться с Государственным заказчиком и закупаться за счет Исполнителя", вместе с тем, п. 6.9 Технического задания предусмотрено: "стоимость запасных частей, аппаратуры, блоков и иных элементов систем не входит в Цену Контракта", что является противоречивыми сведениями и может вводить в заблуждение участников закупки в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявитель также указывает на следующие положения Технического задания: "Для оказания услуг по обслуживанию систем электроснабжения и дизель генераторной установки должна быть сформирована бригада с графиком работы с 9:00 до 18:00 в рабочие дни, включающая главного энергетика, инженера-электрика (дизелиста), электрика (дизелиста), и круглосуточная служба электромонтеров с объемом оказания услуг не менее 72 часов в сутки. Рекомендованное количество персонала для оказания услуг по обслуживанию систем электроснабжения и дизель генераторной установки, предоставляемого Исполнителем в соответствии с объемом услуг: 17 человек", "Для оказания услуг по обслуживанию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения должна быть сформирована бригада с графиком работы с 8:00 до 17:00 в рабочие дни, включающая руководителя группы по направлению, техника-сантехника, и круглосуточная служба дежурных техников- сантехников с объемом оказания услуг не менее 48 часов в сутки. Рекомендованное количество персонала для оказания услуг по обслуживанию систем по обслуживанию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предоставляемого Исполнителем в соответствии с объемом услуг: 10 человек". Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены излишние, заведомо неисполнимые условия оказания услуг, что может вводить в заблуждение участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения Технического задания аукционной документации установлены Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, являются нестандартными и могут повлечь ограничение количества участников закупки.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
· п.19 "Датчик движения": Максимальное значение влажности: не ниже 90 %, п. 9 "Герметик": Относительная влажность для отвержения при 23 °С в течении 24 ч: 50-80 %.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные характеристики указываются производителями и являются необходимыми при эксплуатации требуемых товаров, поскольку, датчик движения с возможностью эксплуатации при влажности 90 % и герметик с отвержением при относительной влажности 50-80 % обеспечивают возможность их применения в местах с повышенной влажностью, что подтверждается паспортом "Водоустойчивый уличный датчик движения с иммунитетом от животных СТРАЖ П-314У", а также Техническим паспортом "Силиконовый герметик" ООО "ИТВ Функциональные полимеры и составы".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а именно по п.19 "Датчик движения", п. 9 "Герметик".
Таким образом, Комиссия управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Автокаскад" на действия Московской городской Думы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 10 "Средство для мойки посуды"; п. 1 "Универсальное моющее средство"; п. 11 "Средство для механизированной уборки"; п. 12 "Универсальное чистящее средство"; п. 13 "Средство для пропитки камня"; п. 14 "Универсальный спиртовой очиститель"; п. 15 "Средство для глубокой чистки"; п. 16 "Интенсивный очиститель"; п. 17 "Средство для санитарных помещений"; п. 18 "Специальное средство для уборки трудносмачиваемых полов"; п. 13 "Средство для пропитки камня"; п. 5 "Универсальное моющее средство"; п. 7 "Средство для удаления граффити", в части установления противоречивых сведений в п.6.9 и в п.6.8 Технического задания, а также в части установления нестандартных требований к объемам оказания услуг
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии М.В. Ермакова
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С. (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2016 г. N 2-57-5781/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016