Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы": Д.С. Турбенева,
в отсутствие представителей ИП Астраханцева Максима Александровича, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/21419 от 25.05.2016,
рассмотрев жалобу ИП Астраханцев Максима Александровича (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт отоларингологического отделения в ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ" (Закупка N0373200005815000328) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок, а именно неустановления Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также установлены неправомерные требования в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
В нарушение требований ч. 5 ст.106 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России (исх. NМГ/21419 от 25.05.2016), на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу Заказчиком не представлены запрашиваемые документы и сведения.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлен запрет на участие в закупке лиц, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком при формировании аукционной документации в п. 15 информационной карты аукционной документации установлено требование о соответствии участника закупки требованиям Указа Президента РФ от 28.11.2015 N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", на основании которого принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на включение Заказчиком в инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе неправомерных положений.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционных документациях инструкции по заполнению заявки на участие в аукционах, не позволяющей участникам закупок корректно сформировать заявки на участие в закупках, а также обжалует установление Заказчиком в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционах содержит следующие положения: "Разъяснение понятий, применяемых в показателях материалов, которые указаны в графе "Требуемое значение": "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; "
" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; ">" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "<" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "Больше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Меньше" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "Свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Не ниже" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Выше" " означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Ниже" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "Превышает, превышать" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Не превышает, не превышать" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" "или", то данный союз нужно трактовать, как знак альтернативности понятий. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" "/", то данный символ нужно трактовать, как союз "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или условного обозначения, или обозначения единого, неделимого понятия по нормативному документу на требуемый материал (ГОСТ, ТУ, паспорт качества) например: уайт-спиритом (нефрас-СЧ-155/200). Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" и "Требуемый параметр" ",", "\", ";" в Приложении к Технической части (например - Цвета у красок) включают в себя перечень различных вариаций одного и того же показателя ( характеристики) , то участник должен представить в своей заявке полный перечень вариаций по данному показателю. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" "превосходящая по качеству" - любая марка или тип, в рамках нормативного документа на требуемый материал, которая соответствует параметрам эквивалентности и требованиям документации. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" символ "
" означает, что требуется указать конкретное значение из диапазона, например:
0,5 % - требуется указать конкретное значение из диапазона от -0,5 % до +0,5 %. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" "Примерно", то диапазон данного слова может варьироваться в интервале
10% от указанного значения заказчиком, и не должно присутствовать в заявке участника в предлагаемых показателях (характеристиках). Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" ,а именно фракция, то участник должен представить в виде минимального и максимального значения, в рамках представленного диапазона. При установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей в Приложении N1 к Техническому заданию с использованием предлогов, в том числе "от" и/или "до", крайние установленные значения входят в требуемый диапазон значений. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" , установлено перечисление вариаций одного и того же показателя через знак ","(или через ";") и в конце перечисления стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности, то в данном случае необходимо представить все значения за исключением одно из тех между которыми стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" требование к геометрическим размерам с словосочетанием "менее" или "более" или "не менее" или "не более" и размеры представлены в виде "А*В" или "А*В*С ( или иные геометрические размеры), то "менее" или "более" или "не менее" или "не более" касаются одного первого значения. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" "или превосходящая по качеству" - любая другая марка или тип (в рамках нормативного документа на требуемый материал), которая соответствует параметрам эквивалентности и требованиям документации. Если прописаны в "Требуемом значении" и "Требуемом параметре" в Приложении к техническому заданию показатели, которые характеризуют количественный состав материала или отношение массы растворённого вещества к массе материала, то данное значение должно быть представлено с учетом условия, что данный показатель не может быть более 100%. Графы "Наименование товара", "Требуемый параметр", "Ед. изм." заполняются заказчиком при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме и не подлежат изменению при подаче заявке. Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами в графе "Значение, предлагаемое участником" : "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "уже", "шире", "должен", "должна", "должно", "быть", в том числе с частицей "не" и допускать разночтения или двусмысленное толкование. Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании страны происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" данный символ "~", он означает что, заказчику требуются все значения, представленные в предлагаемом диапазоне (интервале) с указанием минимального и максимального значения. Диапазон значений, установленный через "от_до" означает необходимость предоставления материала в рамках указанного диапазона и виде диапазонного значений, соответствующего в данном случае требованиям о конкретных показателях. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" требование к геометрическим размерам с словосочетанием "менее" или "более" или "не менее" или "не более" и размеры представлены в виде "АхВ" или "АхВхС" ( или иные геометрические размеры), то "менее" или "более" или "не менее" или "не более" касаются каждого значения. Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение", "тире" означает необходимость предоставления материала с характеристикой из указанного диапазона".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при утверждении в аукционных документациях указанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционах.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, применяемым при выполнении работ с использованием символов ",", "." без указания в каких случаях указанные символы читаются как разделение целой и десятичной частей десятичной дроби, и в каких случаях символ "." читается как окончание предложения, символ "," - как знак препинания при перечислении значений показателей.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об установлении Заказчиком в аукционной документации нестандартных требований к товарам с использованием символов "," и ".", а также свидетельствующих о том, что требования аукционной документации Заказчика к применяемым товарам, установленные с использованием указанных символов могут вводить участников закупки в заблуждение и повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Астраханцев Максима Александровича на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части включения в инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционах неправомерных требований.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "Строй-Сити" от 26.05.2016 N2-57-5087/77-16.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 мая 2016 г. N 2-57-5201/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016