Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы": Ивановой Т.Е., Осипова Г.П.,
при участии представителя ООО "АГАТ": Машковой Е.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту в ГБУ Пансионат для ветеранов труда N31 (Закупка N0373200041516000149) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.06.2016 NМГ/24968 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, применяемым при выполнении работ в п. 1 Приложения N1 к техническому заданию, содержащему требования к характеристикам материалов, представленным в текстовом виде и виде таблиц, в которых требования к характеристикам, в частности, товаров "рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный материал, применяемый для устройства нижнего слоя ковра", "плитки керамические, типа керамогранит, неполированные, номинальный размер по длине 300 мм, номинальный размер по ширине 300 мм, номинальная толщина 8 мм" установлены с указанием слов "не более", "не менее", "не выше" в графе "требуемый параметр", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником закупки, а также в п. 2 Приложения N1 к техническому заданию, содержащему требования к характеристикам материалов в табличной форме.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п. 9 технического задания конкурсной документации содержит, в частности, следующие положения: "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов и механизмов), которые должны применяться при выполнении работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество товара, используемого при выполнении работ, его технические, функциональные и иные характеристики установлены в пункте 1 Приложения N1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Технического задания. Сведения о товарах (материалах, конструкциях, оборудовании) планируемых к применению при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме, в соответствии с положениями информационной карты аукционной документации должны быть предоставлены по следующим показателям эквивалентности с указанием единиц измерения (при наличии) в соответствии с пунктом 2 Приложения N1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Технического задания", "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендуемой заказчиком (Приложение N 4 к Аукционной документации), информацию о конкретных показателях товаров, в том числе используемых для выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом закупки. Непредставление указанной информации, а также несоответствие предоставленной информации требованиям документации об аукционе, является основанием для отклонения участника закупки в соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в указанных пунктах Приложения N1 к техническому заданию установлены требования к сходным товарам, при этом требования к товарам "Кран шаровой латунный, муфтовый", "Листы гипсокартонные", "Выключатели двухклавишные", "Выключатели одноклавишные", "Мастики клеящие каучуковые", "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки, покрытые цветной глазурью, гладкие, квадратной формы", "плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки, покрытые белой глазурью, гладкие, квадратной формы", "профили направляющие, тип ПН50/40, из оцинкованной стали толщиной 0,55 мм", "профили угловые, тип ПУ31/31, из оцинкованной стали толщиной 0,55 мм", "радиаторы биметаллические, секционные", "трубы напорные из полипропилена рандомсополимера, номинальный наружный диаметр 32 мм", "трубы напорные из полипропилена рандомсополимера, номинальный наружный диаметр 20 мм" отличны, что, с учетом положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ оказании услуг, указанного в пункте 1 Приложения N1 к Техническому заданию. Сведения предоставляются по показателям, установленным пунктом 2 Приложения N1 к Техническому заданию (табличная часть) с учётом требований, установленных пунктом 1 Приложения N1 к Техническому заданию (текстовая часть)") препятствует формированию заявки на участие в аукционе, в частности, определению перечня характеристик в отношении которых участникам закупки необходимо формировать предложение при формировании первой части заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить какими положениями законодательства Российской Федерации руководствовался Заказчик при установлении требований к применяемым товарам указанным образом, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, применяемым при выполнении работ вышеприведенном способом.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 12 "кабели силовые с медными жилами, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, на номинальное напряжение 660 В, число и номинальное сечение жил: 3х1,5 мм2", п. 13 "кабели силовые с медными жилами, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, на номинальное напряжение 660 В, число и номинальное сечение жил: 4х1,5 мм2", п. 14 "кабели силовые с медными жилами, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, на номинальное напряжение 660 В, число и номинальное сечение жил: 3х2,5 мм2" установлены требования "материал наружной оболочки кабеля: поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности", "толщина изоляции жил кабеля: 0,44 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", согласно которому изоляция кабелей силовые на номинальное напряжение 0,66 кВ, сечением 1,5 и 2,5 мм2 и наружной оболочкой из поливинилхлоридного пластиката должна быть 0,6 мм;
- в п. 15 "арматурная проволока класса Вр-1" установлено требование "предельные отклонения на размер (а) проволоки: не более +0,05 и не более -0,15 мм", п. 21 "листы гипсокартонные" установлено требование "предельные отклонения листов по толщине: не более -0,5 и не более +0,5 мм", п. 23 "плитки керамические, типа керамогранит, неполированные, 300х300 мм" установлено требование "предельные отклонения размеров плиток от номинальных по толщине: не более -0,5 и не более +0,5 мм", п. 24 "плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки, покрытые цветной глазурью, гладкие, квадратной формы", п. 25 "плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки, покрытые белой глазурью, гладкие, квадратной формы" установлено требование "отклонения от номинальных размеров по толщине плиток: не более -8 и не более +8 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует следующему положению инструкции по заполнению заявки: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения или все диапазоны значений, указанных через данный союз", поскольку данное требование не позволяет участникам закупки представить в заявке конкретное значение показателя, а также является неисполнимым требованием, поскольку товар не может одновременно иметь отклонения в большую и в меньшую стороны;
- в п. 16 "мастики клеящие каучуковые" установлено требование "вязкость на вискозиметре типа ВЗ-246 с диаметром сопла 6 мм: 100 с", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку ГОСТ 24064-80 "Мастики клеящие каучуковые. Технические условия" не регламентируются значения вязкости мастики на вискозиметре типа ВЗ-246 с диаметром сопла 6 мм, а также не регламентируются производителями мастик;
- в п. 34 "трубы напорные из полипропилена рандомсополимера, номинальный наружный диаметр 32 мм", п. 35 "трубы напорные из полипропилена рандомсополимера, номинальный наружный диаметр 20 мм" установлены требования к характеристике максимальной толщины стенки трубы (с учетом предельного отклонения от номинальной толщины), что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием, поскольку ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов и строительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия", а также производителями труб напорных не регламентируется данная характеристика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при оказании услуг, а также затруднился обосновать необходимость установления в документации указанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено избыточное требование "Упаковка: пакеты из полиэтиленовой пленки; многослойные бумажные мешки из крафт-бумаги; многослойные бумажные мешки из крафт-бумаги с полиэтиленовым вкладышем" к товару "Смеси сухие строительные для штукатурных работ".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное требование к применяемому товару установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ 33083-2014 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем для штукатурных работ. Технические условия", что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующего требования к товару "Краски водно - дисперсионные" "Марка краски: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-183; ВД-ВА-224, ВД-АК-111; ВД-ВА-224, ВД-АК-111р", поскольку требование инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символа "точка с запятой", союза "и" - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой" по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение при определении требуемых к использованию марок краски, а также неправомерно при описании характеристик товаров "Растворы строительные", "Трубы стальные водогазопроводные неоцинкованные, условный проход 15 мм", "Трубы стальные водогазопроводные неоцинкованные, условный проход 15 мм", "плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки, покрытые цветной глазурью, гладкие, квадратной формы", "плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки, покрытые белой глазурью, гладкие, квадратной формы" использован символ ";", поскольку, согласно доводам жалобы Заявителя, использование Заказчиком при описании характеристик применяемых товаров указанного символа не позволяет участникам закупки представить в заявке на участие в аукционе конкретные значения показателя.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих вышеуказанные доводы жалобы Заявителя, в частности, свидетельствующих о том, каким образом вышеуказанные требования аукционной документации могут вводить участников закупки в заблуждение при формировании заявки на участие в аукционе, а также повлечь ограничение количества участников закупки, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении указанных требований.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2016 г. N 2-57-6070/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016